Розарий старинных сортов роз в Крыму, который был задуман и даже спроектирован, вероятно, будет еще не скоро. Есть большие сомнения, что он вообще когда-либо будет.
Взамен пришла идея создать если не Музей Розы, то хотя бы передвижную экспозицию, посвященную истории роз на Южном берегу Крыма. В связи с этим мы стали размышлять над концепцией выставки и решили «прогуляться» по Интернету: а как подобные музеи устроены за рубежом? Существуют ли различные концепции музеев роз? Как выстроены экспозиции? Сколько посетителей в таких музеях? Что можно было бы перенять у наиболее «продвинутых» коллег?
Как оказалось, в мире существует очень мало таких музеев, буквально единицы. В основном все музеи – это коллекции старинных или современных роз под открытым небом, то есть попросту сады роз. Во Франции такие розарии называют «консерваториями», от слова «консервировать», то есть «сохранять».
Конечно, принципы, положенные в основу той или иной коллекции, разные. Об этом мы подробно писали в статье «Всемирное движение за сохранение исторического наследия роз» (есть на нашем сайте). Есть «консерватории» просто уникальные.
Но сегодня мы поговорим о настоящих музеях, у которых есть крыша, помещение, экспозиционные залы, стенды, витрины и так далее. Надеемся, читателям, как и нам, тоже будет интересно познакомиться с такими музеями. Итак, начнем.
Бельгия – страна с давними традициями выращивания розы. Еще задолго до европейской «розомании» здесь существовали многочисленные садовые питомники. Но самое, пожалуй, известное имя имеет отношение к живописи. Это Пьер-Жозеф Редуте, бельгийский ботаник и художник, выполнявший зарисовки роз в саду Мальмезон по заказу владелицы сада – Жозефины Богарне, супруги Наполеона. Сегодня в парке Saint-Hubert, в память об известном художнике, создан сад роз, которые запечатлены на акварелях Редуте и сохранились до наших дней. Пока собрано 50 сортов.
В Бельгии есть и другие сады – Кортрейк-Розариум, частные сады Люка Ван Эссера и Андре Кастельса, розарий в городском парке Брасшаат. Но мы хотим рассказать о музее в розовом саду Колома.
Замок Колома был построен в XV веке. Первоначально это была оборонительная крепость, а затем, после череды архитектурных изменений и смены владельцев, она превратилась в обычную загородную резиденцию. В 1745 году замок стал частной собственностью Шарля-Александра де Колома, чье имя бывшее поместье носит и сейчас. Последними замком владели наследники графов де Лимбург-Штирум.
В 1982 году поместье «Шато-де-Колома» (15 га) было выкуплено властями Фламандского региона. В 1995 году с целью привлечения туристов вокруг замка был заложен розарий. Сегодня в нем растут около 65 000 кустов роз примерно 3 000 сортов. Не вдаваясь в подробное описание сада, отметим, что розарий состоит из семи разделов: красно-белый сад, фламандский сад (250 сортов местных производителей), сад плетистых роз, сад штамбовых форм (более 250 сортов), участок старинных роз (700 сортов), международный сад (собраны сорта из 25 стран), японский розовый сад (150 сортов японской селекции).
Музей расположен посредине сада в отдельно стоящем трехэтажном здании, построенном в конце XVIII века. Он основан в 2002 году в качестве «центра обмена информацией о розах».
На первом этаже расположена экспозиция, посвященная истории розы. Здесь же можно получить всю необходимую информацию о самом розарии, узнать об уходе за розами, способах обрезки и прививки, болезнях роз и методах борьбы с вредителями. Имеется компьютер, где по желанию можно посмотреть ролик об истории парка и замка.
На втором этаже экспозиция называется «Пять чувств». Здесь можно розы потрогать, понюхать, увидеть, попробовать на вкус, а также услышать песни, посвященные розам.
Третий этаж отведен под временные выставки и инсталляции. Само собой разумеется, что все светильники, полки, обои, камин несут воспоминание о розах, - либо в декоре, либо в форме.
Сквозь все этажи пробивается огромная роза, соединяющая собой все смыслы и символы, разнесенные по трем этажам музея. Корень ее упирается в подвал, а цветок находится на верхнем этаже.
Гордостью музея являются витражи, выполненные Морицом Невенсом, мастером художественного стекла. Мориц – уроженец соседнего с замком местечка Лот. Замысел, как рассказывал сам автор, состоял в том, чтобы погрузить посетителя музея в атмосферу теплого света, как бы поющего гимн или оду бессмертной славе Розы.
В 2011 году администрации розария и музея пришла идея организовать необычную выставку на тему «Мода и Роза». Художник-декоратор Даниэль Ост и модельер Каат Тилли смогли проявить недюжинную фантазию в оформлении экспозиции.
Авторы представили экспонаты, соединяющие в себе стиль барокко и классицизма. Сорта живых роз для декора отбирались очень придирчиво, причем некоторые из них были совершенно новыми и даже не имели еще названий. Шесть цветочных композиций как будто вырастают из земли и стен.
Небольшая немецкая деревня Штайнфурт (Steinfurth) близ города Бад Наухайм известна во всем мире благодаря своему замечательному музею роз. Все началось с Генриха Шултайса, который в 1868 году, вернувшись после обучения из Англии, основал здесь питомник по выращиванию роз. Его пример оказался настолько заразительным, что уже к 1890 году в районе этой деревни располагалось около 50 садовых заведений, специализирующихся на розах.
В последующие годы этот бизнес принес Штайнфурту чрезвычайную популярность. В 1970 году здесь работали 210 компаний, которые выпускали на рынок 14 миллионов роз ежегодно, что составляет 40 % всех роз Германии. Сегодня число компаний сократилось до 30.
В 1949 году местные власти впервые организовали в городе Бад Наухайм «Розенфест» - Фестиваль Роз Штайнфурта. До 1970 года он проводился ежегодно, а впоследствии, из-за больших издержек, его стали проводить раз в два года.
В фестивале участвуют практически все жители города. Карнавальное шествие длится несколько часов. Украшенные розами и цветочными композициями автомобили медленно двигаются по улицам города, и нет ни одного человека, который взирал бы на это феерическое празднество равнодушно.
В 1990 году появился музей роз. Коллекция экспонатов, собранная местными энтузиастами, наглядно демонстрирует историю эволюции розы, культуру ее выращивания и искусство селекции. Музей имеет собственную библиотеку и многочисленные живописные работы на тему роз. Здесь бережно хранят все документы, имеющие отношение к истории выращивания роз в этом регионе.
В музейном магазине можно приобрести различные сувениры, косметику, парфюмерию, книжную продукцию по розовой тематике. Особой популярностью у покупателей неизменно пользуются розовое мыло, розовая вода, сироп. В музейном кафе все блюда также наполнены «розовыми» фантазиями кондитеров и кулинаров.
Ниже мы представляем несколько фотографий экспонатов музея.
Значительное место в музее занимает история производства розового масла: люди, легенды, старое оборудование.
Естественно, что музей окружен розовым садом.
Розарий в Штайнфурте
В музее постоянно проводятся различные мероприятия, позволяющие привлекать все новых и новых посетителей. Часто можно видеть здесь демонстрации мод, конкурсы флористов, выставки. С осени 2011 года здесь разместилась выставка серебряных изделий, где «розовая» тем представлена достаточно широко.
В 2010 году в музее была проведена масштабная выставка изделий флористов. Некоторые фотоснимки помогут читателям, хотя бы виртуально, побывать на выставке.
История Королевского питомника роз Вершурен продолжилась в музее городка Гапсе. С самого своего основания в 1875 году здесь собираются любые предметы, имеющие отношение к розам: открытки, книги, картины, посуда, обои, мебель и прочее. Сегодня Хет Розенхайс (так называется этот музей), располагая обширной коллекцией экспонатов, занимается в основном приемом делегаций и размещением туристов в своей резиденции. Для этого здесь организован весь необходимый сервис.
При музее имеется небольшой розарий. В нем, по желанию гостей, иногда накрывают банкетные столы для различных торжеств. Очень часто сюда приезжают молодожены.
После ликвидации знаменитого музея роз Жюля Граверо в Валь-де-Марне, где он в 1898 году основал первый в мире розовый сад, во Франции долгое время музея роз не было. Лишь в 2007 году в местечке Гризи-Сюин (Grisy-Suisnes) на юге Франции решили вновь вернуться к этой идее.
Тридцать энтузиастов, собравшись однажды вместе, приняли решение создать Национальный музей роз. Такое, казалось бы, громкое название имело все основания: Франция издавна считается основным производителем роз в мире, а регион Гризи-Сюин с конца XIX столетия пользуется славой «розовой области», поскольку здесь и поныне размещены основные плантации для производства розового масла.
Однако до открытия музея еще далеко. На сегодняшний день закончен капитальный ремонт здания старого вокзала в Гризи-Сюин, где предполагается разместить будущую экспозицию. Продолжается сбор средств на изготовление музейных витрин и стеллажей. Открытие планируется на осень 2012 года.
В музее, который будет похож скорее на зимний сад, будут экспонироваться цветочные наряды на манекенах, предметы быта, картины. Всего намечено открыть 7 объектов, что превращает музей в целый комплекс.
1) История и культура выращивания розы. Эскозиция размещается собственно в залах музея. Здесь же будут проводиться временные выставки и концерты, часть которых даже уже спланирована.
2) Бар – место ароматов и запахов Розы.
3) Магазин.
4) Розарий, так как музей роз без роз – нонсенс. Площадь предполагаемого сада – 2000 квадратных метров.
5) Восстановление замка Сюин. Дело в том, что в замке, расположенном недалеко от вокзала, некогда жил адмирал Бугенвилль – известный ботаник, путешественник и садовод. Немалую роль Бугенвиль сыграл и в развитие производства розво Франции в начале XIX века.
6) Дом настоятеля Вернелля, история которого тесно связана с семьей Коше.
7) Оранжереи с розами.
Если во Франции подобный музей еще только откроется, то в Болгарском городе Казанлык он существует с 1967 года. Музей посвящен дамасской масличной розе (Rosa Damascena) и находится в старинном здании «Института розы».
Сегодня в Музее Розы хранится более 15 000 экспонатов, связанных со сбором и выращиванием роз со всей Болгарии. Родиной масличной розы считается Южный Китай, а в Болгарию растение привезли турки-османы. Согласно письменным сведениям, в Болгарии промышленное разведение масличной розы началось с 1650 года. В 1740 г. французская фирма экспортировала из Болгарии первую партию розового масла. В то время болгарское розовое масло было предпочитаемым сырьем французских парфюмеров.
Экспозиция музея включает оригинальные фотографии и документы о развитии производства роз, инструменты для обработки розовых плантаций, емкости для сохранения и экспорта розового масла и воды. В Музее Розы реконструирован склад розового масла и первая лаборатория для исследования розового масла, основанная в 1912 году. Один из интереснейших экспонатов музея – сосуд для розового масла, который в последний раз был использован в 1947 г., но от него все еще доносится сильный аромат роз.
И сегодня сбор урожая роз – одно из важнейших событий в Долине роз в Болгарии, что сопровождается множеством празднеств. Ежегодно здесь проходит Праздник Розы – один из интереснейших фестивалей в Болгарии. Праздник Розы впервые стали отмечать в 1903 г., с тех пор он традиционно проводится в первые выходные июня. Это период, когда цветет масличная казанлыкская роза. Это событие привлекает в город тысячи гостей и связано с множеством мероприятий: сбор роз, демонстрация варки роз, международный фольклорный фестиваль, праздничное шествие и коронация Королевы Роз.
При музее находится магазин, где продаются разнообразные товары с логотипом розы.
Колоритный в прямом смысле слова фестиваль проходит в марокканской «Долине роз» и сопровождается ритуальными осыпаниями друг друга розовыми лепестками. Десять тонн роз используются для приготовления специального «фестивального» масла, которое можно купить на месте. Фестиваль традиционно проводится в конце второй недели мая в местечке Эль-Келаа-М’Гуна.
Городок расположен в самом сердце Атласских гор и считается марокканской розовой столицей. Именно здесь производят драгоценное эфирное масла и ароматическую воду, без которой невозможно представить марокканскую кулинарию. Из-за бесчисленных цветочных плантаций вся долина, где расположен городок Эль-Келаа-М’Гуна, называется Долиной Роз. Согласно легенде дамасские розы были доставлены сюда паломниками, возвращающимися после хаджа из Мекки.
Подавляющая часть населения – берберы, а основное занятие – производство розового масла и выращивание дамасской розы. Как утверждают справочники, ежегодно здесь собирают 4000 тонн розовых лепестков.
На праздник собираются не только все окрестные крестьяне, но и многочисленные туристы. По улицам проезжает пышно украшенный кортеж, устраиваются народные танцы на улицах, выставки ремесленных изделий, сельскохозяйственная ярмарка, музыкальные выступления и даже традиционные народные состязания.
Специально для этого праздника местные жители разучивают так называемый «танец пчелы». Этот народный танец символизирует женщину в качестве пчелы и мужчину в качестве пчеловода. Под ритмичный бой тамбуринов и трели флейты пчеловод показывает, что не может жить без пчел, а пчелы не могут жить без цветов.
Апогей праздника – избрание Королевы Роз. Ею может быть только незамужняя девушка.
А что же музей? Дело в том, что музея пока нет. Марокко – бывшая французская колония, и правительство Франции уже давно реализует специальную программу поддержки всех своих бывших колоний, включающую весь спектр жизни населения этих стран. Есть такая программа и для Марокко. В рамках предложенных мероприятий на территорию Эль-Келаа-М’Гуна пришла французская компания «Лаборатория Гевея», которая специализируется на экотуризме и партнерстве с разными марокканскими общинами в производстве сельхозпродукции.
Пока французы выстроили лишь несколько современных отелей с учетом марокканских условий, но в ближайшем будущем планируют целый комплекс мероприятий под названием «Розовый Оазис», направленных на развитие этого региона Марокко.
Деревня Эль-Келаа-М’Гуна, благодаря своему уникальному расположению в живописной долине, богатому фольклору и, самое главное, выращиванию роз, имеет все шансы на ускоренное развитие. Однако на сегодняшний день потенциал бренда «Розовый Оазис» находится в зародышевом состоянии из-за низкой материально-технической базы и отсутствия инфраструктуры. Задача французских партнеров как раз и заключается в том, чтобы помочь в этом местному населению.
Цель создания «Оазиса» - содействие экономическому развитию региона через стимулирование «розового» ремесленничества, «розового» туризма, «розовой» культуры и «розовой» гастрономии. Роза должна стать эмблемой красоты и поэзии, а сама деревня, по задумкам организаторов, должна превратиться в остров вызова насилию, пошлости и разрушению окружающей среды в мире. Предполагается внедрить в регионе абсолютно новые для местных берберов такие «розовые» направления, как живопись, фитотерапия, учебный центр по подготовке специалистов в этой области. В гастрономической части есть идеи по строительству пищевого комбината (кондитерского цеха) по выпуску йогурта «лед и роза», розового сиропа, розовых конфет, джемов, желе, засахаренных лепестков, разнообразных пирожных и тортов с розами, розовой пудры, специй с запахом розы, розового чая, ароматизированных безалкогольных напитков. Есть предложения и по развитию декоративно-прикладного искусства: выпуск ювелирных изделий, глиняной посуды и керамики с изображением роз, одежды, детских игрушек, скатертей, штор, салфеток, женских аксессуаров. Особое внимание устроители будущей новой жизни берберов заостряют на обучении местного населения приемам флористики, дизайна, искусству аранжировки, росписи по шелку, плетению, ткачеству и ювелирному мастерству.
В качестве постоянного центра «Оазиса Роз» должен стать «Дом Розы», где предполагается устроить офис, библиотеку, витрины с образцами продукции региона, конференц-зал, в котором будут проводиться лекции, концерты, и особенно вечера поэзии на тему розы. Здесь же можно для начала разместить учебные классы. При «Доме Розы» будет функционировать магазин и фитосалон с массажем, ваннами и прочим.
Один из самых затратных разделов проекта – устройство ландшафтного розария и музея розы, который устроители видят как продолжение знаменитого музея Жюля Граверо под Парижем. Здесь будут экспонироваться те же предметы, что и во Франции, но с учетом местной магрибской экзотики: открытки, картины, книги, ткани и ковры, будут звучать песни о розах и разыгрываться спектакли на тему роз. Розарий задуман в восточном стиле, с устройством мавританских павильонов-бутиков и точек быстрого питания. При розарии есть план строительства небольшого отеля с «розовой» отделкой и восточным колоритом. Не забыли организаторы и о скульптурах, которые уже заказаны ведущим французским художникам.
Пожелаем этим замечательным фантазерам успеха. Но, как известно, дорогу осилит идущий. Уже сегодня существует магазин по реализации некоторых изделий местного производства.
На самом деле это не музей розы, хотя и имеет такое название. Это музей одной шотландской семьи, приехавшей в 1880 году в Америку и основавшей маленький частный отель для других колонистов, прибывающих из Европы.
Город Томбстоун – образцовый городок американского Запада, сохранивший во многом черты первых поселений колонистов. В 1877 году эта была территория племени апачей. Первый же прибывший европеец открыл здесь месторождения серебра. Уже через два года здесь было рудников больше, чем во всей Европе. Для массы прибывающих старателей требовалось жилье. Супруги Робертсон построили глинобитное одноэтажное здание и пускали постояльцев. Жена хозяина гостиницы, тоскуя о родине, посадила в 1880 году у задней части дома розу «Леди Бэнксия», в ботанической литературе именуемую ‘Banksiae alba’.
С тех пор роза выросла до невероятных размеров. Площадь кроны занимает 850 квадратных метров. Этот факт занесен в книгу рекордов Гиннесса. Роза цветет, как и нас в Крыму, однократно весной. Экземпляр считается самой большой розой на земном шаре, но к музею никакого отношения не имеет.
Сам музей состоит из нескольких комнат, где размещены предметы обихода первых колонистов.
А вот в восточной части штата Техас существует настоящий музей роз. Располагается он в городе Тайлер (Tyler), который называют «столицей роз нации» за крупнейший розарий в США, а также потому, что этот регион производит добрую половину всех роз, выращиваемых в Соединенных Штатах. Достаточно сказать, что число посетителей розария составляет 100 000 человек в год. Для сравнения отметим, что Лей-ле-Роз, самый знаменитый сад Франции, посещают около 30 тысяч туристов.
Ежегодно в середине октября, начиная с 1933 года, в Тайлере проводится фестиваль роз Техаса. Розарий входит в состав 24 розовых садов Америки, где розы в течение двух лет тестируются на выносливость и сопротивляемость болезням.
Теперь о музее. Экспозиция отражает историю сельского хозяйства и собственно розоводства Тайлера за сто лет. Вместе с тем здесь есть и наглядная история эволюции розы как вида. Коллекция предметов и документов сопровождается массой фотографий и видеоматериалов.
На выставочной площади демонстрируется история моды прошлого столетия, что очень органично вписывается в общую историческую канву. Мало того, многие наряды несут розовую тематику и тем самым эффектно дополняют коллекцию экспонатов. Кстати, наряды декораторы меняют раз в три месяца. Все это выглядит как своего рода безмолвный театр роз – с персонажами и декорациями.
В специально оборудованном зале можно увидеть документальные фильмы о фестивалях роз Техаса прошлых лет, услышать голоса некогда молодых Королев Роз. На «Чердаке» разместилась коллекция антиквариата из частных коллекций, которую оживляют звуки эстрадных и джазовых композиций почти вековой давности.
Повсюду, куда ни посмотришь, цветочные композиции, флористические шедевры, выполненные местными мастерами. Многие экспонаты просто утопают в розах, даже антикварный трактор времен 1920-х годов. Для профессионалов и серьезных исследователей будет интересен видео-каталог 250 наиболее значимых для истории розоводства США сортов роз.
Конечно, при музее имеется магазин. Чего в нем только нет! - и парфюмерия, и галантерея, и косметика, и продукты питания. Магазин высылает товары по заказам прямо на дом покупателям.
Итак, мы «побывали» в восьми музеях разных стран, таких разных и непохожих друг на друга. Какие-то еще только строятся, какие-то – лишь в планах. Сюда можно было бы включить и музей роз Жюля Граверо, но, во-первых, его уже нет, а, во-вторых, он существовал в начале XX века, а с тех пор многое изменилось. Наверное, существуют и другие музеи, например, в Китае или Японии, но мы не собирались описывать абсолютно все музеи земного шара, а лишь дать общее представление о концепциях и структуре музеев, посвященных «царице цветов».
У нас, на Украине и в России, такого музея нет, а жаль. Нам тоже есть что показать и рассказать. Возможно, это дело будущего. Пока же остается только надеяться, что и мы когда-нибудь сможем похвалиться нашей историей.