Начиная с 1800 года в районе Бри, расположенном примерно в 40 км от Парижа, стихийно сложилась внушительная сеть садовых заведений. Около 150 управляющих этими хозяйствами занимались разведением в своих питомниках фруктовых и лесных деревьев, кустарников, овощей и цветов. Многие садоводы занимались разведением роз, и среди них выделялась необыкновенной активностью и предприимчивостью семья Коше (Cochet). Эта фамилия не только зарекомендовала себя на поприще селекции роз, но прославилась тем, что в течение 40 лет издавала специализированный садоводческий журнал о розах – «Le Journal des Roses», ставший ведущим периодическим изданием в Европе, освещающим всё, что связано с розами. (1)
На судьбу семьи владельцев питомника в Бри по фамилии Коше оказал решающее влияние известный французский адмирал Бугенвиль. В 1799 году в возрасте 22 лет Пьер Кристоф Коше (Pierre Christophe Cochet), который к тому времени уже имел навыки садовода, поступает на службу к адмиралу. Адмиралу настолько понравился в работе молодой садовник, что уже через три года адмирал предложил Кристофу приобрести ближайший замок Вернель, который был выставлен на продажу, для организации собственного дела. Мало того, патрон предложил помочь купить этот замок. Этот факт стал поворотным моментом в жизни не только самого Кристофа, но и его потомков. В 1803 году отец и брат Кристофа переезжают к нему и помогают заложить питомник и розарий в Вернеле.
Граф Бугенвиль был неординарной личностью. В 1766-1799 годах он совершил кругосветное путешествие, в котором, как было принято в те времена, принимали участие энтузиасты-ботаники и естествоиспытатели. На всех пунктах высадки на берег они собирали образцы неизвестных для европейцев растений, составляя, таким образом, бесценный материал для ботанических садов Франции. Бугенвиль также имел собственный парк и живо интересовался всеми новыми растениями. Можно предположить, что и в питомнике Кристофа в Вернеле были не только розы, но и различные экзотические растения из тропических стран. Как бы то ни было, но успешное ведение дел позволило Кристофу в 1812 году приобрести в пожизненное владение имение под названием «Le Plouy», поскольку территория в Вернеле его уже не устраивала.
За период с 1803 по 1812 год много воды утекло. Один за одним ушли близкие и дорогие для Кристофа люди: в 1806 году умерла графиня Бугенвиль, в 1809 скончался отец, а в 1811 году ушел из жизни и сам адмирал.
Кристоф умер в 1819 году в возрасте 42 лет, оставив после себя троих детей – Пьера, Шарля и Франсуазу. Именно старший сын Пьер, родившийся в 1796 году, и продолжит дело Кристофа.
Под патронажем столь замечательного человека как Бугенвиль, семья Коше приобретает некоторую известность, и старший сын Пьер Коше (Pierre Cochet) полон желания приумножить эту славу. Он решает посвятить свою жизнь созданию новых роз, объединяя их в коллекции по цвету, силе роста, общему виду и аромату. Пьер собирается стать лучшим среди селекционеров парижского округа, и с этой целью он производит многочисленные скрещивания и посевы. Одну из своих новинок он называет именем старшего сына – «Philémon Cochet» (1831), а позднее и другой сын будет отмечен в названии розы – «Scipion Cochet» (1850). Оба сына помогают отцу в деле гибридизации.
Наступает знаменательный для истории французской столицы 1853-й год. В этом году префектом Парижа становится барон Осман (Haussmann). За двадцать лет его правления в Париже произойдут грандиозные изменения. Пять Всемирных выставок будут организованы с 1855 по 1900 годы. Это эпоха подъема экономики, развития металлургии, рождения универмагов и т.д. Оба брата будут отмечены в качестве призеров на конкурсе садоводства на выставке 1855 года.
Старший сын Филемон (Philémon) женится на девушке по имени Женевьер ле Педриё, дочери мэра небольшого городка Кубер (отсюда появление розы под названием «Воспоминание о Пьере ле Педриё» - «Souvenir de Pierre le Perdrieux»). Он основывает собственное предприятие сначала в Гризи (в 1861 году), а затем перебирается в Кубер. Единственный его наследник, будущий Пьер Шарль Коше Коше родится в 1866 году.
Младший сын Сципион (Scipion) продолжает дело в питомнике отца, расположенном в регионе Гризи (Grisy) на 28 гектарах. Его садовое заведение имеет успех и быстро развивается. Сципион также занимается селекцией роз, и вскоре выпускает в торговлю несколько интересных сортов – «Souvenir de la Reine d'Angleterre» (роза «Воспоминание о королеве Англии» названа, вероятно, в честь королевы Виктории в связи с ее посещением Всемирной выставки в Париже в 1855 году), «Madame Scipion Cochet», «Madame Bonnin» и другие. Будучи хозяином крупного садового заведения и имея высокий авторитет у местного населения, Сципион становится мэром Гризи.
В 1877 году Сципион учреждает «Журнал Роз» - «Journal des Roses». Первый номер издания выходит в январе 1877 года, и затем ежегодно, вплоть до первой мировой войны, неизменно 12 раз в год журнал публиковал сведения о последних достижениях в области селекции розы, об организации выставок, конкурсов, деятельности садоводческих обществ, об истории розы и о многом-многом другом. Журнал стал поистине неиссякаемым источником информации в области культуры выращивания «царицы цветов» не только для французского читателя, но и для всей Европы. Журнал выполнял функции посредника не только по обмену новостями, но и по обмену самими розами.
У Сципиона было двое детей - Пьер Коше и Клара. В 1896 году Сципион Коше умирает, и главным владельцем садового семейного предприятия становится Пьер. Он также выпускает «Journal des Roses», участвуя в нем сначала в качестве ответственного секретаря (до 1884 года), затем в качестве главного редактора, а позднее – единственного владельца издания.
Все свои силы и умения Пьер отдаст розам. Он напишет несколько научных трудов по культуре розы, публикуя их в журнале, но самое главное его «произведение» – это так называемая «Номенклатура всех названий роз», выпущенная в 1900 году. На сегодняшний день для специалистов и историков этот труд является своего рода библией по изучению старинных сортов роз. Пьер Коше скончался в 1911 году, не оставив потомства.
Шарль Пьер Мария Коше (Charles Pierre Marie Cochet), сын Филемона, родившийся в 1866 году, в это время принимает участие в работе своего отца в Кубере. В 1889 году он сочетается браком со своей кузиной Кларой Коше, дочерью Сципиона, и берет имя Шарля Коше Коше. Шарль занимается научными исследованиями по ботанике и химии, создает несколько новых сортов роз, среди которых «Blanc double de Coubert» (1892), «Souvenir de Christophe Cochet» (1894), «Roseraie de l'Hay» (1902). Из-под его пера выходят научные пуликации «Исторические аспекты старого Бри», «Розы в Египте», «Розы древних римлян», работа по культуре выращивания роз, написанная совместно с С.Моте. Он возглавляет «Журнал Роз» с 1912 по 1914 годы.
Последний из мужчин рода Коше, Шарль умирает в 1936 году, а со смертью его единственной дочери Шарлотты в 1985 году род исчезает совсем.
Говоря о появлении «Журнала Роз», нельзя не упомянуть имя его первого главного редактора, Камиля Бернардена (Camille Bernardin). Адвокат, политический деятель, советник округа, вице-президент и президент некоторых садоводческих обществ, член жюри многочисленных крупных выставок в Антверпене, Лондоне, Льеже, Брюсселе, Бернарден страстно любил ботанику и садоводство. Во многом благодаря именно его активной деятельности культура выращивания розы в регионе Бри приобрела такой значительный размах.
Бернарден обладал исключительным талантом журналиста. Его статьи и заметки были необыкновенно интересны и легки, написаны простым и в то же время поэтическим языком, что очень ценилось читателями журнала. В 1884 году Бернарден был избран на должность мэра административного округа Бри-Комт-Робер. Не успевая совмещать две должности, Бернарден передает место главного редактора журнала сыну Сципиона Коше, Пьеру. Пьера, в свою очередь, сменит в 1912-1914 гг. Шарль Коше Коше.
Содержание журнала было очень разнообразным. Общая редакционная линия была освещена в первых номерах журнала следующим обращением к читателям:
«Специализированной культуре выращивания роз всегда не хватало особого печатного органа, в котором отражались бы вопросы, связанные с тонкостями технологии выращивания роз, новинками селекции и прочее. Этот пробел может восполнить только Журнал Роз.
Журнал Роз – ежемесячное издание, в котором все розоводы, французские и зарубежные продавцы и любители роз могут публиковать сообщения о результатах своей работы, - рожден в Сисне (регион Гризи-Сисне), близ Бри-Комт-Робер, в самом центре района огромных питомников, где розы считаются не тысячами, а миллионами, и мы не смогли бы выбрать более роскошную колыбель для Журнала Роз!
У нас очень много сотрудников, и мы постоянно публикуем их состав. Мы гарантированно обеспечены корреспонденцией, поступающей ото всех садоводческих обществ Франции и из-за рубежа; мы публикуем заметки, записки, отчеты и наблюдения о розах в соответствующих им округах, о коллекциях роз и новинках селекции, которые представлены на заседаниях или выставках, организованных всеми садоводческими обществами.
Каждый номер состоит из 16 страниц в двух колонках. Журнал включает хронику роз, куда входят сообщения и последние новости, а также интересные факты, имеющие отношение к розам, объявления о предстоящих выставках, где планируются экспозиции Королевы цветов.
За хроникой следует исторический раздел об иностранных и французских розах, освещающий их происхождение или создание. Затем идет краткий перечень последних новинок с указанием создателя розы, какой бы национальности он ни принадлежал.
Журнал проводит обсуждения по вопросам общей культуры разведения розы: выращивание роз в разных климатических условиях, в открытом и закрытом грунте, выращивание диких роз и шиповников, пересадка роз, пикирование, черенкование и т.д.
Журнал публикует отчеты о садоводческих выставках во всех странах, касающиеся темы роз, а также отчеты о специальных конкурсах роз.
Самостоятельная страница отведена для сообщений по теме общей садоводческой хроники и частных объявлений по садоводству.
В каждом номере печатается одна цветная гравюра, созданная французским или иностранным художником, где представлен заслуживающий внимания сорт розы. Этот сорт был заранее изучен в питомниках, каковые являются источниками вдохновения для художников. Художник несет ответственность за нарисованную копию розы.
Журнал Роз, издаваемый ежемесячно, начиная с января 1877 года, не предназначен для коммерческих целей; его особенная миссия состоит в том, чтобы знакомить всех читателей со всем тем, что касается мира роз.
Профессиональные розоводы и любители всех стран, проявляющие интерес к этой теме, имеют, таким образом, возможность стать серьезными сотрудниками нашего журнала, который является для них одновременно и полезным, и приятным посредником». (2)
Журнал был чрезвычайно популярен во Франции. В редакционный совет входили: почетные президенты Симон Леон, Жюль Граверо и Л. Левек, президент Вильморен, вице-президенты Пирон и Леринт. Бессменным секретарем и выпускающим редактором в начале XX века был Пьер Коше.
Для примера приведем содержание подшивки журнала за 1909-1911 годы. 36 номеров издания содержат интереснейшие материалы по истории роз Франции, ботанические экскурсы по разным странам и континентам, подробнейший анализ деятельности Английского Общества Розоводов, новинки американских садоводов, разводящих розы, статьи по агротехнике и борьбе с вредителями роз. Здесь же опубликованы детальные отчеты обо всех мероприятиях, проводимых Французским Обществом Розоводов, а также региональными обществами садоводства – в Орлеане, Анже, Нормандии.
Практически в каждом номере публиковались стихи, посвященные розам. Время от времени появлялись статьи на библейские темы, опять же связанные с розой.
Несомненный интерес представляют материалы, связанные с проведением выставок и конкурсов. Например, в сообщении о предстоящей Большой Сельскохозяйственной Выставке, запланированной в Нанте на 6-13 июня 1909 года, указывалось, что в рамках этого мероприятия будет проходить XIII Конгресс Французского Общества Розоводов, а также выставка и конкурс роз. «Конгресс Французского Общества Розоводов, - подчеркивалось в объявлении, - этой демонстрацией роз поднимет привлекательность всей садоводческой выставки. Благодаря специальному всестороннему изучению роз Конгресс работает над непрерывным совершенствованием групп и сортов, а своей последовательной политикой он распространяет культ Королевы Цветов во всех регионах Франции». (3)
37 лет издания журнала были прерваны в 1914 году с началом первой мировой войны. Роль этого журнала и деятельности семьи Коше по его изданию невозможно уместить в нескольких словах. Целая эпоха сконцентрирована в нескольких пачках пожелтевших от времени листков. Сегодня эти подшивки являются предметом исследования и неиссякаемым источником исторических сведений для тех немногочисленных «ботанических археологов», которые посвятили себя изучению истории розы.
Читая подшивки, не может не поражать тот факт, что те розы, которые мы сегодня называем «старинными», во времена издания журнала являлись «новинками». Какое было воодушевление у любителей по поводу каждого нового цветка, какие страсти разгорались вокруг соревнования за лучшие сорта, за более необычный цвет розы, за новые ароматы и другие качества роз! Сколько было копий сломано в дискуссиях на тему синонимии и классификации! Остается только восхищаться и завидовать эпохе бурного развития культуры выращивания и селекции розы. «Журнал Роз», наверное, как никакое другое периодическое издание той поры, чудесным образом передает аромат времени, смешанный с ароматом миллионов выращенных роз.
1. Nathalie Ferrand. La famille Cochet et le Journal des Roses. – «Roses et Roseraies», № 68, juillet 2007.
2. Journal des Roses, № 2, 1877.
3. Journal des Roses, № 2, 1909.