К вопросу о реконструкции озеленения Итальянского дворика в Ливадийском дворце-музее

Арбатская Ю.Я., ландшафтный архитектор
ВВЕДЕНИЕ

        Изучение исторических аспектов формирования композиции и современного состояния озеленения Итальянского дворика в Ливадийском дворце-музее осуществлялось научным отделом дендрологии и цветоводства НБС-ННЦ по инициативе и на основании официального обращения администрации музея.

        Для объективной оценки ситуации сотрудниками отдела были проведены анализ общей композиционной структуры объекта, изучение ассортиментного состава и оценка состояния существующих насаждений, работа с архивными материалами, а также изучение исторических аспектов выбора общего архитектурного стиля и строительства нового Ливадийского дворца.

ЦЕЛЬ РАБОТЫ

        Изучить современное состояние озеленения и композиционной структуры Итальянского дворика в Лвадийском дворце-музее и предложить возможные варианты реконструкции насаждений.

ОБЪЕКТЫ И МЕТОДЫ

        Объектом исследований были насаждения и архитектурная композиция Итальянского дворика в Ливадийском дворце-музее.
        Исследования проводились согласно следующих методик:

  1. Методические указания по выявлению и обследованию парков и природных ландшафтов на территории памятников истории и культуры от 31 августа 1987 года [5].
  2. Г.А. Миронова, С.И. Кузнецов, В.Г. Галушко, Р.Н. Казимирова. Рекомендации по биологической оценке парковых насаждений [7].
  3. Методические рекомендации по оценке состояния зеленых насаждений в городах и других населенных пунктах Крыма, УААН, ГНБС. [6].
РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ

        На начальном этапе была проведена работа с историческими документами и архивными материалами.
        Решение о необходимости постройки нового Ливадийского дворца и выборе архитектурного стиля для его проекта было принято государем Николаем II под влиянием впечатлений от поездки в Италию в октябре 1909 года. Там, будучи гостем королевской семьи в загородной резиденции Ракоинджи, близ Турина, государь был очарован красотой дворца в стиле итальянского Ренессанса (именуемым искусствоведами начала XX века «нежным» стилем). Осуществление этого замысла было возложено Высочайшим повелением от 12 декабря 1909 года на архитектора Николая Петровича Краснова. К слому старого дворца и кухонного корпуса приступили 21 января 1910 года, а через полтора месяца началась закладка фундаментов для новых зданий. Строительство нового Ливадийского дворца было завершено всего за 16 месяцев. Церемония его официального освящения состоялась 14 сентября 1911 года. Сам автор проекта дал следующую характеристику своему творению: «Проектирован и выполнен в стиле итальянского Ренессанса из штучного инкерманского камня, со всеми орнаментальными частями, высеченными из того же камня. Здание дворца имеет 116 отдельных помещений, один большой внутренний двор и три малых световых двора» [3].
        Новый дворец получил высокую оценку всех членов царской семьи, а также всей художественной общественности России. Николай П в письме к матери отзывается о новом своем дворце в исключительно превосходных выражениях, а академик Ф.Г. Беренштам в журнале «Зодчий» пишет о нем следующее: «Дворец спроектирован в итальянском Ренессансе XV –XVI вв. Основными мотивами композиции служили памятники Флоренции, но при этом приходилось считаться с требованиями загородного дворца и современного комфорта. Надо было, сохраняя строгую красоту дворцовой архитектуры, дать уют и интимность дачи, соединить величавое впечатление дворца с мягким покоем загородного дома…» [4].
        Дворец действительно насыщен архитектурными элементами, свойственными палаццо Венеции и Флоренции эпохи итальянского Возрождения: сдвоенные и строенные окна ризолитов и высокой башни на углу северного и западного фасадов, арочное оформление входа, изящная аркада балкона-бельведера в левой части восточного фасада. Колоннада галереи северного фасада подчеркивает ордерный характер деления, введенный в практику архитектуры знаменитым А.Б. Альберти еще на заре Ренессанса. А «брамантовы окна» с изящной резьбой по инкерманскому камню получили свое название по имени великого итальянского зодчего эпохи Возрождения Д.А. Браманте. Замечательным образцом Ренессанса может служить парадный вход во дворец. Он оформлен Н.П. Красновым в виде портика: три полуциркульные арки, спаренные коринфские колонны, портал входных дверей, скамьи – все это сделано из белого каррарского мрамора итальянскими мастерами фирмы С.Л. Уберти по эскизам Краснова. Резная орнаментация по мрамору изображает грифонов, дельфинов, гирлянды цветов и фруктов, медальоны в обрамлении аканта.
        Н.П. Краснов максимально использовал солнечное освещение для жилых комнат дворца, вводя в конструкцию здания внутренние световые дворики-атриумы. Самым большим и декоративно оформленным из них стал так называемый «Итальянский дворик». Именно такие дворики-патио были характерны для палаццо Флоренции и Венеции XV-XVI столетий, являясь центрами всей композиции зданий. С южной стороны Итальянский дворик ограничивает одноэтажная буфетная, с западной стороны – парадная столовая, тоже одноэтажная, но более высокая. С северной стороны дворика находится основная, двухэтажная часть здания.
        Однако в архитектурной композиции нового Ливадийского дворца декоративные элементы в стиле Ренессанса повсюду соседствуют и гармонично сочетаются с модным в конце XIX – начале XX вв. стилем «модерн». Так, вместо рустованного камня, традиционного для стен эпохи Возрождения, для постройки Ливадийского дворца использован гладко обработанный инкерманский известняк, обработанный по предложению Краснова раствором флюата Кесслера [3].

        Свод галереи по периметру Итальянского дворика поддерживают колонны из кримбальского камня, вдоль стен галереи установлены скамьи из белого каррарского мрамора с декоративной резьбой, выполненной по эскизам Н.П. Краснова. Галерею освещали бронзовые флорентийские фонари работы московской художественной фабрики братьев Вишневских. Удивительно умело соединены здесь в единый ансамбль два рядом расположенных здания разных архитектурных стилей – сам дворец и Крестовоздвиженская церковь. Н.П. Краснов с большой деликатностью увеличивает притвор церкви примерно вдвое, благодаря чему удается устроить новый вход в храм и соединить его открытой галереей с аркой ворот Итальянского дворика. Галерея выполнена в виде византийской аркады, опирающейся на мраморные колонны и завершающейся воротами ручной ковки работы итальянских мастеров конца XVIII века [4].

        При оформлении большей части интерьеров Ливадийского дворца Н.П. Краснов также придерживается стиля итальянского Возрождения. Декор двух самых больших из пяти парадных залов – вестибюля и большой столовой («белого зала») выполнены в полном соответствии с внешним обликом здания. Восемь больших застекленных дверей, разделенных пилястрами, соединяют большую столовую с Итальянским двориком. Строго напротив них на противоположной стене располагаются такой же величины арочные окна. Ритмический рисунок разделения этих стен пилястрами определяется колоннадой итальянского дворика. Окна столовой выходят в парк, на зеленую лужайку полуоткрытого дворика-курдонера. В летнее время при открытых дверях и окнах Итальянский дворик, зал большой столовой и парковое пространство составляли единое целое, что стало идеальным примером гармоничного слияния дворцовой и парковой архитектуры, жилого пространства с окружающей природой [3].
    Тем же Высочайшим повелением на архитектора Н.П. Краснова возлагались и прокладка главной подъездной дороги и переустройство прилегающей к дворцу части Ливадийского парка. В фондах Алупкинского дворца-музея хранятся эскизы разнообразных малых форм для украшения различных уголков парка: беседки, лестницы, мостики, скульптуры. Но начавшаяся первая мировая война помешала осуществлению большинства замыслов архитектора по преобразованию Ливадийского парка. Сохранившиеся архивные данные о насаждениях парка, а также Итальянского дворика, их ассортиментном разнообразии и композиционной структуре, к сожалению, очень скудны и ограничиваются фотоматериалами и художественными открытками начала двадцатого века.
        Однако прослеженная выше концепция архитектурной композиции Ливадийского дворца позволяет нам предположить, что и композиционная структура паркового пространства, и тем более Итальянского дворика, как одного из парадных залов дворца под открытым небом, также была задумана Н.П. Красновым в стиле итальянского Возрождения. Поэтому при реконструкции озеленения данного объекта вполне логично руководствоваться принципами композиции садов итальянского Ренессанса («садов гуманистов»). В основе планировки этих садов лежали прямые линии и строго рациональная система пропорций. Главной идеей гуманистов было выделение главенствующей роли человека в преобразовании природы. Поэтому обнесенные стенами и выделенные из окружающего пространства сады были небольшими и замкнутыми. Короткие и узкие аллеи без эффектных завершений, скрытые переходы и лестницы соединяли отдельные части сада. Композиционно их объединяла главная пространственная перспектива – ось симметрии, связывающая их с ксистом – площадкой у парадного входа в дом. Плоский сад-партер перед дворцом задумывался как парадный зал под открытым небом. Прямые аллеи, четырехугольные боскеты, симметричные клумбы, фонтаны в виде широкой чаши с небольшой скульптурой посередине, пруды, ниши, гроты, обилие парковой скульптуры, - все подчинялось единому замыслу. Сад являлся элементом, объединяющим в единое целое дворец и окружающий его естественный ландшафт, весьма живописный в Италии. Мраморный и каменный декор, а также водное оформление, имели не меньшее значение, чем насаждения, а часто являлись доминирующими. Растениям придавалась искусственная форма при помощи стрижки. Создавались бордюры, изгороди и зеленые стены из вечнозеленых пород – дуба, самшита, тиса, мирта, лавра, туи, кипарисов, которые служили темным контрастным фоном для скульптуры и элементов архитектурного декора [8].

       Таким образом, на примере планировки Итальянского дворика и партерной части парка нетрудно проследить, как скрупулезно архитектор Н.П. Краснов стремился придерживаться принципов выбранного архитектурного стиля. Вполне очевидно предположить, что и элементы растительного декора, которые он по объективным причинам не успел внедрить, должны были в перспективе соответствовать принципам, перечисленным выше.
        Архивные данные подтверждают, что планировка Итальянского дворика не изменена и в настоящее время соответствует исторической. Изменения претерпел лишь малый архитектурный элемент в центре дворика. Первоначально это был декоративный колодец, и лишь полвека назад, в 1954г., он был преобразован в фонтан, стилизованный под итальянское барокко. К нему сходятся 8 радиальных дорожек. Композиция Итальянского дворика изучалась целым рядом специалистов садово-парковой архитектуры и оценивалась как «строго регулярная» [1;2].
        Декоративные насаждения Итальянского дворика периода 1911-1914г.г. были представлены цветочными рабатками, сплошь заполненных розами различных сортов. Кустовые розы полностью заполняли рабатки, колонны были увиты плетистыми розами старинных сортов и видов, а немного позднее в композиции использовались розы, привитые на штамб. Установить по архивным фотоматериалам принадлежность растений к определенному сорту невозможно, но в архивах НБС и Алупкинского дворца-музея существуют каталоги сортов роз, распространенных в парках Южного берега Крыма в те годы.
        Для объективной оценки современной ситуации специалистами отдела дендрологии и цветоводства были проведены также изучение ассортиментного состава и оценка состояния существующих насаждений. Декоративные насаждения внутри Итальянского дворика представлены следующим ассортиментом:

  1. Трахикарпус Форчуна (Trachycarpus fortunei) - дана положительная оценка декоративности. Закрытое пространство внутреннего дворика защищает растения от неблагоприятного воздействия холодных ветров, что способствует их быстрому росту и полноценному развитию. Несмотря на то, что родина данного вида – Китай, он визуально очень напоминает виды пальм, естественно произрастающие в Средиземноморье, поэтому не вступает в противоречие со стилем итальянского Возрождения. Рекомендуется для сохранения.
  2. Лавр благородный (Laurus nobilis) –дана положительная оценка декоративности. Сформированы при помощи стрижки в виде шара. Состояние растений оценивается как хорошие. Он является типичным представителем средиземноморской растительности и гармонично сочетается с архитектурной композицией. Рекомендуется для сохранения.
  3. Буксус вечнозеленый (Buxus sempervirens) – дана положительная оценка декоративности. При помощи стрижки сформирован в виде бордюра, повторяет рисунок планировки куртин и является фоном для цветочных культур. Типичный представитель средиземноморской растительности, состояние хорошее, оценка декоративности высокая. Рекомендуется для сохранения.
  4. Тис ягодный ф. колоновидная (Taxus baccata ‘Fastigiata’) - оценка декоративности низкая в связи с отсутствием регулярной формирующей обрезки. Состояние растений удовлетворительное. Является типичным представителем средиземноморской растительности. Рекомендован для сохранения с обязательной омолаживающей обрезкой и последующей регулярной топиарной стрижкой.
  5. Агава (Agava) – оценка декоративности высокая. Является подстановочным растением, требующим сезонной выкопки и зимнего хранения. Типичный представитель флоры Центральной Америки, не соответствует заданному стилю. Рекомендуется на пересадку на другие участки.
  6. Летние цветочные культуры – оценка декоративности высокая; требуют ежегодной сезонной смены культур и затрат по уходу; заданному стилю соответствуют лишь условно. Рекомендуется к дальнейшему использованию на ограниченной площади.


ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ




        Таким образом, на основании обследования современного состояния насаждений Итальянского дворика и анализа общей композиционной структуры объекта, а также изучения предоставленных администрацией Ливадийского дворца-музея архивных материалов, был сделан вывод, что существующие на сегодняшний день на объекте древесно-кустарниковые вечнозеленые растения вполне соответствуют стилю общей архитектурной композиции Ливадийского дворца и должны быть рекомендованы для сохранения. Экземпляры тиса ягодного колоновидной формы при этом нуждаются в омолаживающей обрезке и последующей регулярной топиарной стрижке в виде сложных фигур с привлечением специалистов высокой квалификации.
        Изучение архивных материалов показало, что основным ассортиментом насаждений Итальянского дворика начала двадцатого века были садовые розы. Поэтому, в виду высокой стоимости сезонной смены цветочного оформления из летников и двулетников, а также на основании исторических данных об использовании в оформлении Итальянского дворика различных сортов садовых роз, предполагается целесообразной замена летних цветочных культур и подстановочных растений на розы. При этом при подборе ассортимента, следует рассмотреть целесообразность того или иного принципиального подхода. С одной стороны, реконструкция исторического объекта предполагает использование старинных сортов, применяемых в оформлении садов и парков Южного берега Крыма в начале ХХ века. Но сортимент роз начала двадцатого века был однообразен, в основном представлен однократно цветущими сортами и беден с точки зрения колористического разнообразия. За прошедшее столетие селекционная наука продвинулась далеко вперед и предлагает огромное количество новых перспективных ремонтантных сортов, характеризующихся обильным и очень продолжительным цветением (в условиях ЮБК – до конца декабря), с бесчисленным колористическим разнообразием (включая очень оригинальные двухцветные окраски).
        Кроме того, в последние годы наметилось новое, так называемое «ностальгическое» направление в селекции садовых роз, направленное на получение современных, высокопродуктивных ремонтантных сортов по форме цветка и аромату напоминающих старинные. Учитывая все вышеизложенные факторы, представляется целесообразным выбрать компромиссное решение и для реконструкции Итальянского дворика использовать современные сорта садовых роз, но по декоративным качествам близкие к историческим старинным сортам.
       Внутри боскетов, ограниченных существующей живой изгородью из буксуса вечнозеленого, предлагается посадка сортов роз, относящихся к группам чайногибридной и флорибунда. Линии диагональных дорожек предлагается подчеркнуть рядовыми посадками роз чайногибридной группы, привитых на штамб на высоте 1,2-1,3м по 4 с каждой стороны дорожки, и по окраске контрастных сортам внутри боскетов. Узкие полосы, ограниченные с одной стороны дорожками, а с другой – бордюром из буксуса вечнозеленого предлагается заполнить низкими сортами роз миниатюрной группы с уплотненной схемой посадки.

        Предлагаемый вариант реконструкции озеленения позволит не только частично восстановить исторический облик Итальянского дворика, но и избежать лишних затрат по сезонной смене цветочных культур и ежегодному приобретению рассады. Соблюдение рекомендаций по уходу за розами позволит обеспечить период их цветения с конца мая до декабря. Вечнозеленые древесно-кустарниковые растения, рекомендованные к сохранению, обеспечат декоративность объекта в зимний период. Секторная структура планировки Итальянского дворика позволяет в случае необходимости разбить работы по реконструкции объекта на очереди и производить постепенную замену цветочных культур на розы различных сортов в течение двух-трех лет.
       С другой стороны, нельзя не указать некоторые «минусы» предлагаемого варианта- это высокая стоимость технологии ухода за садовыми розами и ослабление цветения садовых роз в самые жаркие летние месяцы.
       Основываясь на результатах данного исследования, администрация Ливадийского дворца-музея предложено принять решение о выборе оптимального варианта.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


  1. Вергунов А.П., Горохов В.А. Русские сады и парки. М.: Наука, 1988, 418 с.
  2. Волошин М.П. Парки Крыма. Симфкрополь: Крымиздат, 1964. – 160 с.
  3. Калинин Н., Кадневич А., Земляниченко М. –Архитектор Высочайшего Двора. – Симферополь: Бизнес-Информ, 2003. – 200с., илл.
  4. Калинин Н., Земляниченко М. – Романовы и Крым. « У всех осталась тоска по Крыму…» - Симферополь: Бизнес-Информ, 2004. – 320с., илл.
  5. Методические указания по выявлению и обследованию парков и природных ландшафтов на территории памятников истории и культуры от 31 августа 1987 года, Министерство культуры СССР, М., 1987.
  6. Методические рекомендации по оценке состояния зеленых насаждений в городах и других населенных пунктах Крыма, УААН, ГНБС, Ялта, 1997.
  7. Миронова Г.А., Кузнецов С.И., Галушко Р.В., Казимирова Р.Н. Рекомендации по биологической оценке парковых насаждений, ЦБС им. Н.Н. Гришко, Киев, 1992.
  8. Палентреер С. Н. Садово-парковое и ландшафтное искусство: Избранные труды. 2-е изд., испр. – М.: МГУЛ, 2003. – 308с.; ил.87, 2 вкл.

        Опубликовано в «Бюллетене Государственного Никитского ботанического сада», вып. 92, 2006.