История росписи по дереву уходит далеко в прошлое. Существует большое количество различных видов росписи, для которых характерны определенные орнаменты: городецкая, петриковская, обвинская, мезенская и другие. Мы в этой статье затронем только те виды, в которых присутствует в той или иной форме мотив розы.
Живописная деревня Петриковка (ныне Днепропетровская обл., Украина) была основана в XVIII столетии полтавским казаком Петриком как зимовник. С 1772 года она начала бурно развиваться, в чем огромную роль сыграл последний кошевой атаман Запорожской Сечи Петр Калнышевский. При нем Петриковка превратилась в центр Протовчанской паланки войска Запорожского Низового. После ликвидации Сечи селу удалось избежать крепостничества, что благотворным образом сказалось на развитии народного творчества.
В селе был обычай: все женщины расписывали стены хат цветочными красочными узорами. Рисовали эти узоры специальными кистями, которые делались из кошачьей шерсти, а также обмотанными мягкой материей спичками, или же просто пальцами. Разводили краски на молоке и яйцах, а цвета выбирали самые яркие. Постепенно роспись распространилась на предметы домашней утвари - посуду, столы, сундуки, брички. Петриковская роспись стала занятием для целых семей, продававших свои работы на базаре. К началу XX столетия бытовой декор прочно утвердился как самобытный жанр народного искусства. В последнее время декоративную роспись выполняют также на бумаге, холсте, картоне и экспонируют на художественных выставках как произведения станкового искусства.
Петриковский орнамент - преимущественно растительный, цветочный. Широко используются мотивы луговых (василька, ромени) и садовых (розы, георгины, астры) цветов, винограда, ягод калины, клубники. Характерным является изображение листьев папоротника, ажурной перистой листвы и бутонов, а также фантастических цветов (например, «кучерявки» или «лучка»).
Основными традиционными композиционными сюжетами петриковской росписи являются декоративные панно, которые часто напоминают мануфактурные ковры XIX столетия, - «вазон», «букет», «веточка» и «фриз».
Эти виды композиций использовались в настенной росписи как компоненты архитектурного декора интерьера. Например, петриковский «букет» традиционно состоит из трех больших цветков, от него ответвляются меньшие по размеру цветы и бутоны, которые завершаются грациозно выгнутыми усиками и стебельками луговых трав. Цветовое решение такого букета всегда держится на основных акцентирующих пятнах (в данном случае - на трех центральных цветах), которым ритмически отвечают маленькие цветные пятнышки второстепенных элементов композиции.
В петриковской росписи преобладает растительный орнамент, но многие мастера, кроме того, изображают еще и насекомых (кузнечиков, бабочек) и различных птиц, как реальных, так и сказочных (петушков, сов, жар-птиц и. т. д.).
Иначе выглядит городецкая роспись. Городец - город в нижегородском Заволжье, на левом берегу Волги. Он принадлежит к числу древнейших русских городов-крепостей. Городец - родина самых разнообразных промыслов. Он славился резьбой по дереву («глухая» домовая резьба), изготовлением инкрустированных мореным дубом донец (дощечка, на которую садится пряха) прялок, городецкой росписью, резными пряничными досками.
Возникновение городецкой росписи связано с производством деревянных прялочных донец в деревнях, расположенных вблизи Городца. Производство донец способствовало зарождению оригинального местного живописного стиля. Всадники, кареты, барыни, солдаты, кавалеры, собачки – вот пантеон образов, создаваемых при помощи более нигде не встречающейся техники и стиля резных городецких донец. К вставным фигуркам коней и людей из мореного дуба прирезались детали и сопутствующие мотивы – стволы и ветки деревьев, силуэты сидящих на них птиц. Композиционно поверхность инкрустированного донца разделялась на два-три яруса. В верхнем ярусе изображали двух всадников по сторонам цветущего древа с птицей на ветвях, при корнях древа изображали собачек. Второй ярус занимала орнаментальная полоса, в нижнем ярусе размещались жанровые сюжетные мотивы.
Период 1870-1900 годов, связанный с общим бурным развитием промысловой деятельности жителей лесного Заволжья, знаменуется окончательным сложением стиля городецкой росписи. После упадка, пережитого промыслами в начале XX века и почти полного прекращения их деятельности в Первую мировую войну, возрождение было делом сложным. 1930-е годы организуются общественные художественные мастерские.
В 1951 году учреждается промысловая столярно-мебельная и художественная артель в селе Курцеве, председателем которой избирают Аристарха Коновалова, потомственного мастера городецкой росписи. C 1954 года начинается производство детской мебели с городецкой росписью. В 1957 году открывается класс городецкой росписи в Семеновской профтехшколе. Очень медленно расширяется ассортимент изготавливаемых вещей, появляется знаменитый городецкий конь-качалка, начинают возрождаться сюжетные росписи. В 1960 году артель была преобразована в фабрику «Городецкой росписи», а в декабре 1965 года курцевская фабрика объединилась с городецкой мебельной фабрикой в одно предприятие, получившее общее название «Городецкая роспись». В 1969 году на фабрике создается экспериментально-творческая лаборатория, в которой создаются новые сюжетные композиции.
Материалом для городецкой росписи является темпера. Наиболее распространенным мотивом, помимо перечисленных выше, является растительный орнамент. В цветочной росписи можно выделить следующие наиболее распространенные типы орнамента:
«Букет» - изображается симметрично. Обычно пишется на разделочных досках или блюдах.
«Гирлянда» - это разновидность «букета», когда один или два крупных цветка располагаются в центре, от них в стороны расходятся более мелкие цветы с листьями. Они могут вписываться в круг, полосу, располагаться серповидно (на угловых заставках). Данный вид композиции цветочного орнамента чаще всего используется при росписи разделочных досок, хлебниц, шкатулок, блюд, детской мебели.
«Ромб» - один из вариантов «гирлянды», когда в центре пишутся один или более цветков, образующие центр, а бутоны и листья, постепенно уменьшающиеся к вершинам ромба, расположены вдоль его воображаемых ребер. Эту цветочную композицию чаще всего можно увидеть на разделочных досках прямоугольной формы, сундучках, скамеечках, створках шкафов, и хлебницах.
«Цветочная полоса» - сохранилась в городецком промысле еще с расписных прялок, где она разделяла верхний и нижний ярусы. В зависимости от того, на каком изделии ее пишут, она может представлять повторяющуюся ленточную композицию из цветов одинакового размера, разделенных парами листьев, либо ту же композицию, в которой чередуются: цветки одного размера, но разные по рисунку; цветки одного размера, но разные по цвету; цветки, разные по рисунку, цвету и размеру. Такие орнаментальные полосы обычно используют при росписи объемных изделий, например круглых шкатулок. Узкой орнаментальной полосой опоясывают сюжетные композиции. Более широкая полоса является средним ярусом в трехъярусной композиции.
«Венок» - напоминает «цветочную полосу», но только замкнутую по краю блюда или крышки шкатулки. Цветочные композиции обычно симметричны по расположению мотивов и распределению цвета.
Элементами цветочного орнамента городецкой росписи являются ромашки, купавки, розы и листва. Исполнение их достаточно схематично, и если бы не комментарии городецкой художницы Александры Васильевны Соколовой, трудно было бы разобраться, что есть что.
Представленная выше схема требует, на наш взгляд, дополнительного разъяснения. Особое место практически во всех народных росписях и вышивках занимала купавка или купальница из семейства лютиковых. Ботаническое европейское название – Trollium («Цветок троллей»). Ареал распространения – практически вся территория России, а также Западная Европа, Азия и Северная Америка. Именно этот цветок и называли в народе «розами», «розанами» за сходство с настоящими розами. Это название держалось до середины XIX века, то есть до массового появления в России французских садовых роз. Купавка пользовалась у крестьян особым почетом не только за красоту, но и за полезные лекарственные свойства. Цветок в древности использовался в языческих ритуалах, в приготовлении колдовских снадобий. В последнее время селекционерами разных стран создано огромное количество садовых форм лютика азиатского (персидского).
Настоящие же дикорастущие розы, которых на территории Российской империи, от Заполярья до Закавказья, насчитывалось до 100 видов, называли шиповниками (шипшинами), свороборинным деревом, то есть усеянным колючками («своробь» – «чесотка»). В лечебнике патриаршего келейника инока Филагрия под названием «Книга, глаголемая «Прохладный вертоград» в разделе «О древесах» читаем: «…свороборина благословенна, понеже сила ее подательна есть ко здравию всего тела человеческаго и переменит вредительное естество на благое».
Это отступление имеет для нас очень важное значение, поскольку изображения роз часто путают с изображениями купальницы. В таких случаях нужно внимательно рассматривать листья. Листья настоящих роз – мелкие, зубчатые, овальной или круглой формы. Листья купальницы – резные, удлиненные. Беда в том, что оба растения на Руси называли розами, правда, до определенного времени.
На представленной схеме элементов городецкой цветочной росписи изображения «городецкой розы» и купавки практически неотличимы.
Интересны и по-своему самобытны художественные промыслы Севера – вологодская роспись, мезенская роспись, - но розы никогда не изображались на прялках или братинах, поскольку этих цветов на севере не видывали. Однако случаются и исключения. К таким любопытным исключениям можно отнести «обвинскую розу».
Среди крестьянских росписей Прикамья XIX – начала XX века известной и популярной была обвинская роспись, которой украшали точеные прялки, бондарную посуду, игрушки. Время и точное место возникновения живописного промысла на реке Обве не известно. Самые ранние датированные прялки относятся к 1870-м годам, учитывая, что основными центрами токарного и бондарного промыслов на р. Обве в то время были Сретенская и Кривецкая волости Пермского уезда, видимо в деревнях этих волостей и зародилась традиция расписывать деревянные изделия.
В развитии обвинской росписи наблюдается несколько этапов. В ранних памятниках этой росписи четко прослеживается связь с традициями народного искусства русского Севера: живописная манера письма; расположение главных мотивов – двух-трех цветов на оси симметрии, как и в резных северорусских прялках. Для обвинской росписи этого периода характерно сопоставление яркого цветного фона с живописным орнаментом [2]. Цветы («обвинские розы») располагались в центре композиции или на оси симметрии, свободное пространство заполнялось пушистыми стеблями, ветками, ягодами.
Обязательным элементом обвинской росписи был мотив 8-лепесткового цветка – звезды, напоминающий фирменный знак мастеров – живописцев Выгорецкого общежития. Историк В.А.Барадулин не исключает возможности, что один из живописцев с. Выга мог переселиться на Обву и дать начало местному живописному промыслу [1]. Однако 8-лепестковые розетки на реке Обве являются доминирующим мотивом также в орнаменте резьбы по дереву, крестьянской вышивке, и широкое распространение данного мотива, видимо, следует рассматривать исходя из особенностей сохранившихся элементов языческих верований местного населения [3].
В 1870-1900-е годы, вследствие роста промысла, происходит украшение композиции на обвинских прялках, наряду с симметрией получают распространение свободно разбросанные мотивы, появились графические приемы росписи, изделия стали ярче, усилился цветовой контраст фона и растительных узоров. Поздние обвинские росписи начала XX столетия становятся еще более яркими, появляется новый мотив – так называемой «кудрявой веточки».
В целом обвинская роспись является ярким и самобытным явлением в народном искусстве Урала. Наиболее крупные коллекции памятников с обвинской росписью имеются в фондах Ильинского и Пермского краевого краеведческого музеев, Пермской государственной художественной галереи.
Обвинская роспись относится к ряду росписей по дереву, объединенных общим названием – урало-сибирская роспись, с ответвлением – алтайская. Роспись предполагает особую технику мазка (разбел), когда на кисть одновременно с белилами берется цветная краска. В XVII веке двухцветный мазок в Сибирь и на Урал принесли поморы, а в конце XVIII - начале XIX веков переселенцы с юга России и Украины – обилие фантазийных форм и богатую цветовую гамму. Основными центрами зарождения урало-сибирской росписи были такие города, как Соликамск, Тюмень, Тобольск [4]. Таким образом, как мы указывали в теме о подносах, источником появления роз в декоративной росписи можно считать сады Демидовых и их последователей. Если роспись металлических изделий, ставшая городским ремеслом, получила распространение при демидовских заводах, то роспись по дереву была сосредоточена в сельских районах Урала.
Различные села специализировались на производстве какого-либо одного вида товара. Так, недалеко от Кунгура красили коромысла, около Оханска делали крашеные телеги, в Шадринском и Талицком районах точили и распиливали деревянные чаши, у Далматова - изготавливали прялки и т.д.
В 40-х года XIX века широкое распространение получил промысел по изготовлению и росписи берестяных бураков. Они отличались высоким качеством и служили своего рода эталоном для мастерских ближайших селений. Этот вид изделий был очень популярен среди крестьян. «Существовал даже особый тип расписного бурака, под названием «крестьянский» с ярким цветочным узором, выполненным приемами свободной кистевой росписи. Городские покупатели предпочитали роспись более тонких, изысканных цветовых сочетаний» [5].
Покрывали изделия цветочной росписью. Самой распространенной композицией был «букет», используемый в различных видах расписных промыслов в XVII-XIX веках. Особенность построения этой композиции заключалась в том, что букет был вертикально ориентирован и уравновешен по цветовой гамме от центра композиции. Такой орнамент складывался благодаря форме изделия. Зритель видел практически квадратное поле, на котором выполнялась роспись. Сверху и снизу они ограничивались полосками, проходившими по горловине и у основания туеса, по горизонтали — видимой частью плоскости. Огромную популярность получила роспись прялок и внутреннего убранства жилища..
Мотив розы, иногда схематичный, иногда натуралистичный присутствовал в урало-сибирской росписи по дереву с середины XVIII века. Возникновение темы так называемой «тагильской розы», используемой в росписи металлических подносов, оказало свое влияние и на роспись деревянных бытовых изделий.
В современной росписи на Урале и в Сибири краски, по сравнению с началом прошлого века, стали ярче, более богато выглядит общая композиция, но принципы исполнения цветочного узора остались прежними.
1. Барадулин В.А. Обвинская роза (крестьянские росписи Прикамья второй половины 19 -начала 20 в.) // Сб. тр. НИИХП. М., 1973. Вып. 7.
2. Кутьев О.Л. Архаические мотивы в крестьянских росписях Прикамья (второй половины XIX - начала XX вв.) // Проблемы и тенденции развития Верхнекамского региона: история, культура, экономика: материалы респ. науч.-практ. конф. Березники, 1992. С. 98-99.
3. Там же.
4. Григорьева К.М. Особенности становления урало-сибирской росписи по дереву. // Декоративно - прикладное искусство и образование. 2012, № 3.
5. Барадулин В. А. Уральский букет: народная роспись горнозаводского Урала. - Свердловск, 1987. - 126 с.