«Старый парк» в Кабардинке


Юта Арбатская, Константин Вихляев



       Каждый настоящий художник, соприкасаясь с внешним миром через изучение истории, географии, литературы, философии, пытается реализовать собственное ощущение единства мира через доступные ему художественные формы. Иногда это получается, и тогда мы, потомки, восхищаемся подлинными шедеврами творчества человека. Иногда не получается, но это нисколько не умаляет величие идеи, что всё вокруг взаимосвязано и взаимообусловлено во времени и пространстве. Одним из необходимых условий возникновения настоящего произведения искусства, является собственное духовное совершенствование мастера. Образно говоря, чем ярче свет души творческой личности, тем дальше во Вселенную проникает ее взгляд. Уникальность же каждого творца, его индивидуальность реализуется через чувственную форму, посредством которой он передает нам, зрителям и слушателям, свое видение Универсума.


p1970165.jpg

       В ноябре 2016 года авторам данной статьи посчастливилось познакомиться с творчеством такого Мастера. Зовут его Александр Иванович Алексеев. Живет он в курортном поселке Кабардинка, что находится на берегу Черного моря между Новороссийском и Геленджиком. Этому человеку удалось создать на небольшой территории парк, где воплощен принцип единства исторических культур. Грандиозный ансамбль включает в себя архитектурные символы разных эпох и государств - от древнеегипетской цивилизации до галереи современного искусства. По большому счету, это архитектурно-ландшафтный парк, гармонично сочетающий природное и искусственное в контексте развития человеческой цивилизации. И что самое удивительное - это единственный на Черноморском побережье ЧАСТНЫЙ парк, то есть построенный на средства владельца и содержащийся за его счет! Мало того. Почти всё, что есть в парке - фонтаны, здания, музеи, храмы, скульптуры, фрески - сделано руками одного Мастера - Александра Ивановича Алексеева!

nn4p1mhy-7s.jpg
А.И.Алексеев за работой



       Идея воплотить принцип единства мира средствами садово-паркового искусства не нова. Со времен Древнего Рима и Древнего Китая устроители собственных садов и парков пытались аллегорически спроецировать образ вселенной на земле при помощи особого подбора и группировки деревьев и растений, устройства водных композиций, расположения малых архитектурных форм и прочих ландшафтных приемов. Идея парка или сада, как универсального художественного образа единства мира, получила всеобщее признание в двадцатом веке. Авторы этой статьи побывали во многих подобных парках в разных странах мира, и даже написали о некоторых из них подробные статьи. К таковым можно отнести ландшафтный сад виллы Эфрусси де Ротшильд на Лазурном берегу во Франции, сад Альбера Кана в Париже, японский сад в Монако, ботанический сад Ёмиджи на острове Чеджу в Южной Корее, китайский сад Нан Лиан в Гонконге и другие. В Крыму есть два таких парка: старинный Воронцовский парк в Алупке и современный парк «Парадиз» в Айвазовском. Последний создан усилиями ландшафтного архитектора Анатолия Анненкова, где он в едином пространстве объединил при помощи композиционных садов культуры разных народов, оставивших свой след в истории Крыма (греки, турки, армяне, гунны, славяне и т. д.).

       Мы и сами много раз пытались реализовать идею создания подобного сада, но при помощи исторических роз, созданных в разные времена в различных странах мира. Увы, постоянное отсутствие финансов и полное непонимание со стороны властей (как старых, так и новых) не позволяют воплотить наши замыслы в жизнь.

       На фоне этих размышлений энтузиазм и фантастическое упорство создателя «Старого парка» в Кабардинке поражают воображение.


p1970143.jpg


       Описывать подробно парк не имеет смысла - любой желающий может побывать в нем лично, в крайнем случае, ознакомиться с его устройством в Интернете. Администрация парка ведет активную пропаганду этого туристического объекта на просторах социальных сетей, а неравнодушные блоггеры детально рисуют поразившие их пейзажные картины и архитектурные объекты. Поэтому заострим внимание лишь на некоторых фрагментах.

       Сначала об истории возникновения парка. Мы были настолько очарованы увиденным, что естественно, сами собой возникли вопросы: кто такой Алексеев, каков его внутренний мир, кто ему помогает, где он берет деньги на все это? Нам не удалось лично познакомиться с Александром Ивановичем, поэтому используем информацию из Интернета, приведя некоторые цитаты из его интервью корреспондентам разных газет.

       С детства Александр видел себя писателем, писал с 10 лет. Очень много читал, в основном приключенческую литературу. Окончил ПТУ по специальности токарь-универсал, работал водителем. Тяга к живописи, и особенно к скульптуре, проявилась в армии: «Когда эта повседневность начинала душить, я приставал к замполиту, что бы он достал мне кусок гранита, и я бы высек из него какую-нибудь фигуру солдата-защитника».

       Демобилизовавшись, Алексеев искал возможность продолжить образование, но литературного института поблизости не было. Ближайшим вузом был Ростовский университет, куда Алексеев и поступил на факультет журналистики. В период учебы увлекся научно-философской литературой, но больше всего для формирования мировоззрения дала зарубежная классическая литература - от античности и средневековья до нового времени. Уже тогда он понял, что историю можно и нужно изучать не по научным трактатам, а по классикам зарубежной прозы, каковыми являются Бальзак, Диккенс, Мопассан, Золя. Из их отдельных романов, как из кирпичиков складывалось видение всего целого.

       Окончив университет с дипломом журналиста, проработав некоторое время (5-7 лет) по избранной профессии, он очень быстро в ней разочаровался. Поначалу профессия журналиста ему представлялась романтической, она была уважаема, а желтой прессы тогда не было. Но однажды, получив задание от одной донбасской газеты отправиться на завод и написать репортаж о первичных партийных ячейках (которых в принципе там не было, они существовали лишь в отчетах на бумаге) и об их влиянии на производительность труда, он понял, что не может кривить душой.

       Затем был период различных шабашек в Донецке, работы в разных газетах. Он делал дачные камины, строил дома, перестилал кровлю. Параллельно много читал литературы по истории и философии. Писательский труд он не оставлял никогда - писал повести, рассказы. Потом, когда понял, что книги уже не читают, а литература в культурной жизни людей стала занимать совсем маленькую нишу, тогда и начал искать другие виды деятельности, одной из которых стала архитектура. Вот что говорит сам художник: «Архитектура, на мой взгляд, это такой вид искусства, который всегда влиял на человека. Архитектура создает среду, в которой человек вырастает. А среда формирует сознание. И архитектура будет формировать сознание, когда она будет высокой, и когда будет нести в себе определенное содержание. Вот такая идея создать некий архитектурный мир, слить его с живой природой и наполнить архитектурные сооружения каким-то содержанием, родилась уже где-то с двухтысячного года».

       Но сначала была перестройка и всеобщая разруха. В селе Кабардинка у Александра Ивановича жили родители, которые оказались в тяжелой экономической ситуации, и Алексеев, как и его старший брат, вынужден был переехать к ним. Семья стала заниматься фермерством. В хозяйстве было полсотни дойных коров, много другого скота, для которого братья выкашивали горные склоны от Геленджика до Новороссийска. Александр Иванович вместе с другими членами семьи выполнял весь цикл производства – от заготовки кормов до изготовления молочной продукции. Это помогло не только выжить, но и привило ему, как он сам говорил, «привычку постоянно трудиться».

       Постепенно Алексеев все больше склонялся к мысли о создании на территории семейного подворья серии архитектурных сооружений, но сначала была скульптура. В далеком 1994 году Александр Иванович самыми простыми инструментами высек из куска мрамора бюст Вольтера, потом Данте, Гомера, Шекспира… Затем взялся за уменьшенную копию пирамиды Хеопса.


p1970158.jpg


       «У меня первоначально был довольно скромный план. Изваять несколько архитектурных сооружений, выстроить их в ряд и назвать это «Аллеей цивилизаций», постепенно наполняя их содержанием. Начал я, естественно, с Древнего Египта – древнейшей культуры. Мне пришлось в те годы погрузиться основательно в изучение египтологии. Это был вопрос не легкий. Литературы по Египту в начале двухтысячных стало уже появляться достаточно много, но в основном это была поверхностная литература, иллюстративная, либо вообще мистификаторская, и пришлось фильтровать, отбирать нужное, реально ценное. Мне пришлось основательно погрузиться в изучение египтологии».

       Постепенно появились «Музей Кавказа», «Дом Востока», православная церковь, «Храм Зевса», средневековый замок, японский храм Синто, римский акведук. Начинал Александр вместе с тремя энтузиастами. Сейчас на общее дело трудится полсотни человек. В 2012 году присоединились к делу отца и сыновья. Старший, тоже Александр, окончил Санкт-Петербургский архитектурно-строительный университет. Жена Татьяна занимается растительным наполнением парка. Территория парка расширяется за счет покупки соседних участков. При «Старом парке» работает архитектурная и флористическая мастерская, есть магазин сувенирной и книжной продукции. Экскурсоводы с удовольствием проводят экскурсии по парку, а также по музеям. Официальное открытие парка состоялось в 2006 году, хотя строительство началось в 1996-м. В этом году парк отметил 10-летний юбилей.

       Уникален не только парк, но и материал, из которого сделаны скульптуры. Александр Алексеев изобрел цветной бетон. Этот искусственный состав подобен хамелеону и может заменить природный травертин, мрамор и песчаник. Гуляя по Кабардинке, мы обратили внимание, что скульптуры и архитектурные конструкции Алексеева можно увидеть на каждом шагу - на набережной, в санаториях и пансионатах, на улицах и площадях. Недавно в Новороссийске открылся после долгой реконструкции «Восточный парк», в оформлении которого так же активно принимал участие А.И.Алексеев. На фотографии он стоит с благодарственным письмом от учредителей.

a.alekeev_s_blagod._za_vostochnyy_park_v_novorossiyske.jpg
А.И.Алексеев на открытии парка в Новороссийске



       Таким образом, «Старый парк» из первоначальной серии бюстов превратился в настоящий культурный центр не только Кабардинки, но и Геленджика. Свой замысел художник комментирует так: «Идея показать культуру всего мира не нова. И универсальна. Потому что нет одной изолированной культуры. Когда ты начинаешь изучать культуру разных народов, то понимаешь, что все мы вышли из одной колыбели. И говорить об одной культуре, чисто русской, славянской, армянской или греческой – это значит выхолащивать саму эту национальную культуру. Потому что мы до такой степени за эти тысячелетия переплелись, культурно ассимилировались, что нельзя отрывать одно от другого, это целое».

       Вот теперь, исследовав источники и мотивацию автора «Старого парка», приступим к краткому пересказу о содержании этого удивительного места. Все пространство изобилует символами.

       На входе расположились стражи парка. Самый первый страж сидит на камне - это сова, символ мудрости. Только мудрым открываются сокровенные тайны мест и символов. На тыльной стороне камня - цитата А.П.Чехова: «Если бы каждый человек на своем клочке земли сделал все, что он может, то как бы прекрасна была земля наша». Мы посчитали глубоко символичным тот факт, что жители Ялты - последнего пристанища великого писателя - начинают осмотр парка с Чехова.


p1970132.jpg

p1970131.jpg



       Центральный вход охраняют еще два мудрых стража - древнеегипетские сфинксы. У египтян сфинксы, властелины тайн, стояли у входа в святилища, охраняя их секреты и предупреждая входящих, что те не должны открывать высшее знание непосвященным. Они символизировали собой властителей и повелителей, которые, как и боги, были скрыты от глаз народа. Бычьи бока означают телесную материю, крылья орла означают жизненную силу, голова человека означает нематериальный дух, лапы и конечности льва означают всепожирающий огонь, активную силу и объединяющую энергию. Древняя мудрость позаимствовала у сфинкса четыре основных правила поведения человека: знать - благодаря разуму; желать - с силой льва; дерзать - то есть отважно воспарять на мощных орлиных крыльях: молчать - с непоколебимой силой и собранностью быка.


kopiya_p1970126.jpg


       Помимо сфинксов за пределами парка есть и другие стражи. Это скульптурные образы святого Павла, святого Георгия, святого Петра и Мефистофеля, установленные в готическом фонтане. Архитектор назвал каждую фигуру соответствующим эпитетом: Усмиряющий (святой Павел), Разящий (святой Георгий), Хранящий (святой Петр) и Вездесущий (Мефистофель).

p1970125.jpg


p1970128.jpg
Нижняя часть готического фонтана



       Исходя из представлений эпохи Средневековья, фонтан символизирует собой Источник жизни. Вода сама по себе олицетворяет жизнь. Место вознесения праведника на небеса виделось в образе холма, у подножия которого бил так называемый Источник жизни. На картине голландского художника XV века Дирка Баутса изображен именно такой источник. Он представляет собой архитектурное сооружение в стиле классической готики. Готический фонтан «Старого парка» в какой-то степени перекликается именно с этой картиной.

kopiya_1321780854_bouts-dirk-doroga-v-ray.jpg
Дирк Баутс. Рай. Вознесение избранных. 1470 г. Фрагмент



       При входе в парк нас встретила уменьшенная копия пирамиды Хеопса со сфинксом. Внутри пирамиды, куда можно попасть через специально сделанный вход, на фресках изображены сферы деятельности египтян. В центре - весы, на которых после смерти боги взвешивают душу человека: если легче перышка, то попадает в рай.


p1970155.jpg


      Павильон античности - стилизованный храм Зевса, построенный по античным канонам и воссоздающий облик классической Греции. Скульптуры Афродиты и Галатеи украшают парапеты гранитных ступеней.


p1970146.jpg


p1970149.jpg

agasyhsjkhg.jpg



       Центральное место в верхней части парка занимает классический фонтан, выбор которого вполне оправдан. Классицизм как архитектурный стиль сформировался в эпоху европейского Просвещения. Вместе с ним оформились и первые европейские парки, приобретшие популярность среди знати. Параллельно с появлением парков формировались основные их атрибуты - фонтаны, беседки, скамейки, вазоны, парковая скульптура и эффектное экзотическое озеленение. Гладь газонов и геометрия кустарников, стрижка деревьев и цветочные клумбы - все приобретало эстетические формы.


p1970154.jpg


       Классицизм Просвещения ярче всего выражен таким элементом как колоннада, построенная здесь ради двух философских фраз:
       «В тот миг, когда на камне было высечено слово, началась История» - это изречение можно считать прологом к началу аллеи цивилизаций.
       Вторая надпись состоит из двух самостоятельных крылатых фраз:
       «Даже боги не в силах изменить прошлое» и «История повторяется».


p1970157.jpg


      Чуть поодаль - две ротонды.


p1970134.jpg


p1970142.jpg


       Эпоха Средневековья представлена величественной композицией, центром которой служит дозорная каменная башня с каменным мостом. На дозорную башню можно забраться по каменной винтовой лестнице.


p1970169.jpg


p1970172.jpg


      Башня окружена прудом, который должен напоминать ров с водой вокруг средневекового замка.


p1970170.jpg


       Ограждение пруда в уголке Средневековья - настоящее произведение кузнечного искусства со своим замыслом и авторским воплощением темы Страшного суда мастера художественной ковки Игоря Ключникова.


p1970136.jpg

0ncl97dm3ke.jpg


hofwvgxwtfo.jpg



       Сразу за средневековой беседкой расположен «Домик для двоих» - средневековый городской дом, отсылающий к легенде об Абеляре и Элоизе. Городской учитель, полюбивший свою ученицу, дочь добропорядочного бюргера, в свои 35 лет по тем временам был, наверное, уже стариком. Иначе их венчание и любовь не стали бы тайной, возмутившей родственников Элоизы. Ни сам брак, ни родившийся ребенок не удержали их от мести. Абеляр был жестоко избит, но чудом выжил и, поселившись в аббатстве, поддерживал связь со своей возлюбленной через письма. Сама Элоиза тоже ушла в монастырь и до конца жизни отвечала на все письма любимого.

       Пьер Абеляр прожил 63 года и в истории философии оставил большое наследие. Он одним из первых в богословских спорах заговорил о проблемах человека. А в его письмах к Элоизе прослеживается факт, что любовь, даже с прекращением физической жизни, не умирает, а переходит в более высокую связь, в Духовное Единство.


p1970185.jpg


       Православная часовня, расположенная в самом начале Аллеи цивилизаций, является действующим храмом святителя Николая Чудотворца. Освящена 20 февраля 2011 года митрополитом Кубанским и Екатеринодарским Исидором.

121205243.jpg



       Напротив часовни - «Дом Кавказа». В одном здании представлены три типа архитектуры - духовная кавказская православная часовня, военная башня и гражданский дом, где находится небольшой музей истории кавказских народов.

xlbvtq-vz4e.jpg



       Лично для нас это был самый странный архитектурный объект - как по форме, так и по содержанию. Возможно потому, что мы никогда не видели воочию кавказских храмов в их первозданном виде, а лишь стилизацию.

       В правой части здания военная башня. Через ее верхние окна открывается вид на купол кавказской православной часовни, расположенной в другом крыле этого же здания.

p1970190.jpg



       В центральной части здания находится экспозиция, представляющая различные предметы и произведения искусства, имеющие отношение к истории Кавказа и отражающие культуру народов Кавказа. Чего здесь только нет! И оружие, и одежда, и бытовые предметы, археологические и палеонтологические находки, минералы, самоцветы, живопись, посуда, древние женские украшения, скульптурная миниатюра. Предметов так много, что глаза разбегаются. Их размещение в одной, хотя и большой комнате, создает эффект беспорядка, эклектики, перегруженности. Музей явно не вмещает все экспонаты - требуется либо новое помещение, либо нужно определиться с тематикой сменяющихся выставок. К тому же, как мы выяснили, сотрудники «варятся в собственном соку», не выезжая за пределы музея и не обмениваясь опытом с другими музеями. Научный отдел не издал ни одного каталога, нет и периодического информационного бюллетеня, информирующего любителей истории Кавказа с новыми поступлениями.

       Музейная работа - очень кропотливая, часто неблагодарная и незаметная для посторонних глаз. Но именно она делает музей музеем, и не складом древностей.


img_2671.jpg


dom-kavkaza-interer.jpg


       Между православной часовней и Домом Кавказа находится любопытный экспонат - Камень Вечности или Камень Клятв.

p1970186.jpg



       По преданиям горцев самой сильной клятвой является клятва на камне, она нерушима. Если хотите подтвердить крепость своего слова, положите руку на камень и мысленно или вслух произнесите свое обещание. У многих народов мира камень является символом постоянства и твердости духа, поэтому самые серьезные клятвы в любви, верности, кровной мести произносятся у этого Камня. Камень клятв расположен на постаменте, в самом камне проделано сквозное отверстие и справа и слева от него отпечатки ладоней. Надпись на камне гласит: «Камень вечности слышит тебя и хранит сказанное».

     Далее следует японский уголок парка, где центральное место занимает японская часовня Синто.


p1970187.jpg


0_61b76_9426637_xl.jpg


       Синтоизм - традиционная религия Японии, основана на обожествлении природных сил и явлений и поклонении им. Считается, что все сущее на земле в той или иной степени одушевлено. У каждой вещи есть свой дух, божество - ками. Большинство святилищ посвящаются определенному ками и располагаются в живописных местах. Часовня в парке посвящена одному из «семи богов счастья» - Эбису.. Внутри часовни хранится «синтай» тело ками - предмет, в который, как считается, вселяется дух ками. Он всегда скрыт и не демонстрируется.

       Эбису - бог счастья, упорного труда, торговли и ремёсел, защитник домашнего очага и маленьких детей. Он единственный из семи имеет японское происхождение. По древней легенде он был покровителем рыбаков, направляющий рыбу в их сети. В руках у него рыба Тай. Со временем Эбису стал покровителем всей торговли. Он приносит удачу тем, кто честен в торговых делах, а рыба Тай - символ награды за внутреннюю чистоту и мастерство. Эбису помогает найти золотую жилу в бизнесе и дарует деловое чутьё. Первенец главных богов Идзанаги и Идзанами родился без костей. Перед своим трёхлетием он был унесён в море на тростниковой лодке, которую после долгих странствий выбросило на берег Хоккайдо. Там его подобрал рыбак. Преодолевая многие трудности, он вырастил себе руки и ноги. В три года он превратился в бога Эбису. В связи с тем, что все исцеления произошли с ним в маленьком возрасте, одна из его ипостасей- покровитель детей. Вся морская жизнь сделала Эбису богом рыбалки и трудолюбия. Он помогает только тем, кто всего старается добиться своим трудом. Эбису с рождения считается полуглухим, поэтому он всегда улыбается. В растительном мире символом Эбису является бамбук. Обратиться к Эбису можно с помоью таблички Эма или устно, погладив его по голове и испив чистой родниковой воды, которая вытекает изо рта рыбы Тай.

0_6bcba_2e85a73a_xl.jpg



       Слева от Эбису находится «Черный самурай» - камень, найденный в горах Кавказа. После дождя он действительно приобретает черный цвет. Для его поиска была проведена целая экспедиция, в результате которой «Черный самурай» занял свое почетное место. По мнению японцев, камень и вода создают гармонию, а специально подобранные растения добавляют в образ уют и настроение миросозерцания.

p1970203.jpg
«Черный самурай»



       Главным принципом синто является жизнь в согласии с природой и людьми. Обожествление природы лежит в основе многовекового увлечения японцев камнями, особого почтения к горам, скалам, причудливым обломкам. Известна легенда о знаменитом художнике, который отказывался кланяться чиновникам, но зато отвешивал глубокие поклоны красавцам камням. Да и сегодняшние мастера говорят о камне, как о живом человеке. У знаменитых камней есть своя биография, считают, что они заряжены особой жизненной энергией. Поэтому не случайно центральное место в японском уголке занимает огромный камень «Черный самурай».

       Аллея цивилизаций продолжается индийским архитектурным ансамблем. Главное сооружение - «Дом Востока». Внешне он отдаленно напоминает Тадж-Махал.

dsc00565.jpg



       «Дом Востока» - синтез исламской и восточной многоликости. Фасад знаменует величественность дворца, минареты символизируют исламскую мечеть, золотой купол несет в себе характер персидских и индийских усыпальниц - мавзолеев. Внутри «Дом Востока» - не менее красив, чем снаружи: тонкая резьба, ажурные своды, в центре зала - чаша с родником. Сегодня внутреннее пространство наполняется предметами восточной старины и постепенно превращается в музей, как и «Дом Кавказа».

p1970192.jpg



       Ансамбль дополняет индийская Ратха, которая традиционно посвящена божествам и героям индийских сказаний. Это здание служит техническим нуждам парка. Внутри проходит добыча и очистка воды, требующейся на нужды парка.

p1970194.jpg
Индийская Радха



       Наконец, еще одним элементом восточного ансамбля выступает индийский фонтан. Четыре слона с высоко поднятыми хоботами смотрят на четыре стороны света и держат на себе чашу со струящейся водой и традиционной индийской башенкой.


p1970193.jpg


       В дальней части парка расположен акведук. Представляет собой архитектурное сооружение в виде арок и служащее центральной частью всей водной системы парка, так как здесь содержится запас воды для нужд парка, а также для создания в нижней части парка влажности, чтобы тропические растения чувствовали себя прекрасно. По центру виднеется небольшой и красивый водопад. А по вечерам включается подсветка, которая создаёт иллюзию подводного царства.


p1970200.jpg


       Летом акведук выглядит так:


80852226.jpg


       Бесспорно, без растительного наполнения «Старый парк» не имел бы того очарования, благодаря которому ежедневно здесь бывает до 3 тысяч туристов. Из древесных мы заметили здесь гингко, сакуры, магнолии, альбиции, камелии, трахикарпусы, хамеропсы. Понятно, что много хвойных пород, а из лиственных есть даже береза. Декоративные кустарники представлены сирийскими гибискусами, рододендронами, олеандрами. Вот только розы здесь не в почете. А напрасно. Аромат цветущих роз в царстве архитектуры был бы вовсе не лишним.

       Мы о многом еще не рассказали - о дольменах, камнях, композициях, «музее СССР», картинной галерее, дома архитектора, флористике.

       На самом деле, парк развивается, строится новая экспозиция. Особенно интересным обещает стать античный театр, где, по замыслу Мастера, будут проходить концерты классической музыки. Акустика театра, как утверждают специалисты, является идеальной для таких исполнителей. Также мы узнали, что строится оранжерея. Вот что говорит в интервью сам А.И.Алексеев:

       «Парк не закончен, завершено лишь капитальное строительство первой очереди. Наши экскурсоводы обучаются говорить о культуре тех или иных эпох, народов, чтобы беседовать с посетителями. И это разговор очень важен. В словарях, энциклопедиях есть определения культуры – это огромные статьи, я сжал их до одной фразы: «культура есть знание и почитание». Тут в парке высечено в камне еще несколько фраз, которые от моей писательской деятельности остались. Они несут глубокий смысл и заставляют размышлять».

       Далее он продолжает:

       «Наш культурный центр, коим и является «Старый парк», вмещает несколько объектов, которые сами по себе, по отдельности, не рентабельны. Но, находясь в культурном центре эти все не рентабельные объекты, вдруг становятся рентабельными. И они позволяют развиваться дальше, помогать тем же художникам, даже вдове художника начислять пенсию. Именно это мы и доказываем последние десять лет. И вот теперь свой опыт по строительству, содержанию, развитию подобных культурных центров мы хотим распространить по другим территориям. Они там нужны как воздух. Свой культурный центр должен быть не только в каждом городе, а в каждом селе. Везде есть скверы, парки, которые практически заброшены, либо нет финансирования, либо не выгодно ими заниматься. А ведь вокруг живут люди, которые не знают, где собраться. В лучшем случае там мамочки с колясками гуляют. А есть люди, которые знают историю своей малой родины, хотят о ней рассказать, но им негде это сделать. В этом плане мне не трудно собрать коллектив, который бы работал в этом культурном центре, нужно только все это наладить. Ну, и конечно, поддержка администрации, ее понимание играет большую роль в данном вопросе.
       Больше скажу, сейчас вот это индустриальное развитие человечества, его информативность, мощь и скорость развития технологий, и на этом фоне глубокое отставание культуры ведет к серьезному кризису. Мы все меньше и меньше уделяем внимание культуре. А это может в результате привести к переделу, к войне. Обязательно, при низком культурном уровне все закончится большой дракой. И изучая сейчас историю, я все больше и больше в этом убеждаюсь. Когда год назад это все только началось на Украине, я выключил телевизор и перестал интересоваться тем, что происходит в мире. Я вдруг понял, что телевизор у меня просто забирает часть жизни. Я переживал, когда смотрел на то, на что я никак не могу повлиять. И если я трачу силы, время на то, что изменить не в состоянии, то это пустая растрата самого себя.
       Важно понять, что все имеет глубинный, всеобщий смысл, который обращен к каждому человеку индивидуально, к его конкретно проблеме, а проблема находится в нем самом: «Все из тебя истекает». Понять это может только культурный человек. Человек с низкой культурой всегда будет требовать. Почему-то мы считаем, что государство нам обязано, что глава города что-то нам должен, посыпать дорожку песком, выкосить возле дома траву, починить крышу, покрасить забор. Я с этим сталкиваюсь каждый день, и потому показываю своим примером, что твоя территория, огороженная забором, не заканчивается этим забором. Она выходит на улицу, продолжается по улице, выходит дальше в село, в город. И это все твоя территория, ты за нее ответственен. Я, например, одинаково трачу деньги и на благоустройство парка внутри и на улице. Кладем там тротуарную плитку, ставим фонарные столбы, поддерживаем это в рабочем состоянии, в чистоте, чтобы человек подходя к «Старому парку» издалека видел, как меняется атмосфера, и в нем самом под влиянием увиденного что-то меняется, он раскрывается, и тут он уже готов соприкоснуться с искусством».

abxounheoee.jpg
Фрагмент фриза строящегося театра



       Этой пространной цитатой из интервью Алексеева можно было бы и закончить рассказ, но мы тоже хотим сделать некоторые выводы.

       То, что делает этот человек, достойно самой широкой огласки и распространения. Увы, думаем, что все призывы Алексеева к энтузиастам останутся гласом вопиющего в пустыне, поскольку, как показывает практика, любое хорошее дело держится на личности самого автора этого дела. С уходом человека уходит и дело. Возможно, не сразу, со временем. Великое дело держится огнем души Мастера. Дай Бог, чтобы мы ошиблись, и парк пережил наших правнуков.

       На память приходит устройство Летнего сада в Петербурге Петром Великим, который ставил первейшей целью просвещение общества. Это особенно хорошо видно сейчас, когда в Летнем саду произведена реконструкция и сад приобрел первоначальный вид, каким он был во времена Петра I. Точно такой же просветительской деятельностью через архитектуру занимается и Алексеев. Он пытается достучаться до сердец, напоминая нам, что не хлебом единым жив человек.

       Разумеется, мы примеряем деяния Мастера на себя, на свой жизненный опыт: а что мы можем сделать? Будучи в «Старом парке», мы встречались с администратором парка, пытаясь объяснить, что наши подходы во многом сходны. Наши планы постройки Императорского розария, то есть создания сада роз как картины единства мира, несли точно такой же посыл - приобщение населения к культуре цивилизаций. Об этом мы писали не раз в своих книгах и статьях. Но нам не так повезло с руководством Ялты, как Алексееву с администрацией Кабардинки. Редкая удача, когда мэрия поддерживает энтузиастов, желающих процветания малой родине. Возможно, нам еще удастся вместе поработать. Почему бы нашим идеям не воплотиться в «Старом парке»?