Розы и декоративно-прикладное искусство. Часть 3. Украинская вышивка


Розы в украинской вышивке


Юта Арбатская




        Вышивка в Украине имеет довольно древние корни, украинская вышивка ведет свое летоисчисление еще с дохристианского периода. В то время вышитые рушники или сорочки-вышиванки служили оберегами - считалось, что они охраняют своего владельца от сглаза, а его дом от злых сил. С приходом христианства вышитыми рушниками украшали иконы, вышивкой украшали храмы (вышитые иконы, ризы). В наше время вышиванка стала наиболее модной праздничной одеждой в Украине, ни одна свадьба не обходится без вышитых рушников, в селах часто можно встретить вышитые подушки и покрывала.

        Самым распространенным орнаментом украинской вышивки (хотя на самом деле он был общим для всех восточнославянских народов) был геометрический орнамент, главные элементы которого составляли «ромбики с загогулинками». Они, по древним славянским поверьям, воплощали богиню земли, служили добрым охранным символом, который приносит счастье и покровительствует плодородию. Именно наличие последнего значения объясняет широкое распространение этого оберегового орнамента в обрядовой одежде, прежде всего, женской. Вышивка с такими знаками в женской одежде располагалась на головных уборах, груди и наплечнике, в мужской – на наплечнике, а также рукавах и подоле сорочки-вышиванки.

ornament_001.gif
Орнаменты вышивки Хмельницкой области



        В растительном орнаменте наиболее часто использовались изображения листьев хмеля, веток калины, листьев и веток дуба, маки, лилии, виноград. Кроме того, вся украинская вышивка обозначена знаками Воды и Солнца. Солнце часто изображается восьмиугольной розеткой или цветком, а знак Воды напоминает свернувшегося ужа. Две стихии, которые создали земную жизнь, а потому их надо понимать как водную материнскую и солнечную отцовскую энергии [2].

ornament_002.jpg



        Цветочная тема проявилась в украинской вышивке не сразу: геометрические орнаменты постепенно видоизменялись до схематического, а потом и до натуралистического изображения цветов. Наиболее популярные цветы в украинской вышивке: барвинок, мальва, незабудка, ландыш, а часто и фантастические звездные цветы.

        Особое внимание уделялось рушникам - древним талисманам дома, семьи. В древности рушник, вышитый соответствующими узорами-символами, был неотъемлемым атрибутом многих обрядов: с рушником приходили к роженице приветствовать появление на свет нового человека, встречали и провожали дорогих гостей, справляли брачные обряды, провожали в последний путь, украшали иконы и накрывали хлеб на столе. Рушники были своеобразным освящением начала дела и его окончания.

ornament_003.jpg

Образцы рушников. Полтавщина. Конец XIX – начало XX в.



        Розы появились на рушниках и одежде лишь в XIX веке. Мотив «роза», «рожа», «ружа», «троянда» можно отнести к своеобразным нововведениям в орнаментике вышивок на одежде. Исследователи выводят ее происхождение из геометрических орнаментов путем усложнения крестиков, розеток, некоторые, в частности Г. Павлуцкий, видит в этом мотиве ближневосточные влияния [1]. Одной из причин популяризации темы розы в вышивке в Украине, на наш взгляд, является то, что основной религией в Западной Украине было католичество, где роза – это символ Девы Марии, а белая роза подразумевает чистоту и невинность. Впрочем, следует отметить, что словом «рожа» в Украине называли не только розу, но также шиповник и мальву.

        На рубеже XIX-XX веков происходит кардинальное изменение художественно-образного решения народной вышивки. Объясняется это распространением техники крестика. Этой техникой вышивали в городах и барских имениях разнообразные предметы интерьерного назначения: панно, скатерти, салфетки. Первые орнаменты появились в российских печатных изданиях, которые копировали рисунки итальянских, голландских и немецких узоров.

        Малоформатные книжечки и альбомы, отдельные листы с рисунками в псевдонародном стиле издавались в Москве, Киеве, Петербурге, Одессе, Могилеве и распространялись по городам и селам Центральной России, Украины, Белоруссии, Бессарабии. Печатные рисунки с яркими орнаментами и картинками для вышивания издавали как приложения к журналам «Нива», «Вестник моды», «Родина», «Новый Русский Базар».

ornament_004.jpg
Приложение к журналу «Родина». 1887 г.


ornament_1882.jpg
Приложение к дамскому журналу «Новый Русский Базар», СПб, 1882 г.


ornament_1902.jpg
Из альбома узоров. Приложение к журналу «Родина». 1902 г.



        Главным поставщиком альбомов был известный «Никольский» рынок в Москве. Среди таких изданий можно назвать «Сборник южно-русских узоров» Е.К.Доливо, «Альбом образцов вышивок», собранный и изданный К.Далматовым, рекомендуемый для использования во всех женских учебных заведениях императрицы Марии Федоровны, и много других [3].

        Из города техника вышивания крестиком постепенно перешла в село. В отделке женских сорочек, наряду с классическими узорами традиционной народной вышивки с присущими каждому региону художественными особенностями, появляются новые, натуралистично трактованные растительные мотивы в красно-черной гамме. Установленные на протяжении столетий в каждой местности свои традиции, свои представления о красоте стали быстро вытесняться новой техникой, новыми орнаментами. Известный собиратель народного искусства И.М.Гончар отмечал, что это явление «нивелировало все самобытные местные особенности вышивок».

        Стремительному расширению моды на технику вышивания крестиком способствовали и листки с напечатанными узорами для вышивания, которые бесплатно в виде премии раздавали покупателям дешевого глицеринового мыла или одеколона. Мыло и другую парфюмерную продукцию изготавливала московская фабрика «Брокар и Ко», основателем и собственником которой был с 1864 года купец Генрих Афанасьевич Брокар, по происхождению француз. От отца, Атанаса Брокара, он перенял секреты технологии, хорошо знал парижскую парфюмерную моду.

brocard_1860.jpg
Г.А.Брокар с супругой Ш.Реве. Фото 1860-х гг.



        Фабрика 25-летнего коммерсанта Генриха Брокара открылась в 1864 году в Теплом переулке, в Москве. За два года до этого Генрих Афанасьевич женился на московской барышне Шарлотте Реве, бельгийке по рождению. Шарлотта Андреевна прекрасно владела русским языком, органично вписалась в московскую действительность. Всю жизнь она помогала мужу в делах: придумывала новые бренды, названия товарных групп, разрабатывала дизайн упаковок и даже вела переговоры с партнерами.

        Поначалу дело не клеилось, и как ни старался новоиспеченный парфюмер, мыло спросом не пользовалось. Выручка составляла 2–3 рубля. Шарлотта предлагает создать дешевое мыло для малышей в виде зайчиков, собачек и кошечек, для детей постарше – с буквами алфавита, а для взрослых – разноцветное мыло в виде овощей. По свидетельствам очевидцев, многие юные москвичи выучились читать по «азбуке Брокара».

        Качественное мыло Брокара быстро завоевало популярность, и предприимчивый француз постепенно начал расширять производство и разрабатывать новые сорта мыла. Русским женщинам особенно нравилось «Греческое» мыло, которое Брокар вырабатывал из лучших сортов орехового масла. Следующими сортами были «Шаром» и «Народное», цена которых была всего одна копейка за кусок.

brocard_001.jpg



        В 1873 году Шарлотта преподносит великой княгине Марии Александровне, дочери царя Александра II, букет восковых цветов, которые пахнут как настоящие, и через неделю Брокары становятся поставщиками Императорского Двора. К открытию второго фирменного магазина Шарлотта придумывает очередную новинку. Набор парфюмерных изделий, включающий в себя мыло, помаду, духи, одеколон, крем – всего десять изделий по фантастически низкой цене в один рубль. Подогретая рекламой публика чуть не разнесла новый магазин. В 1882 году на Первой Всероссийской Промышленно-художественной выставке в Москве в центре выставочного павильона был установлен фонтан, струи которого испускали необычный аромат. Таким оригинальным способом Генрих Брокар презентовал свою новую продукцию – одеколон «Цветочный». Посетители выставки собирали бесплатный одеколон в специально принесенные из дома банки и флаконы, а иные даже полоскали в фонтане свою одежду.
        В разгар русско-турецкой войны 1877-1878 годов начинается выпуск помады и мыла под названием «Букет Плевны», которые быстро стали популярны среди простого народа.

brocard_002.jpg



        Рекламные задумки Шарлотты восхищают даже современных коммерсантов. Вероятно, именно с ее подачи появились бесплатные «премии» к мылу – печатные рисунки с узорами для вышивки крестиком. Отныне не только горожане, но и крестьянское население всей Российской империи стали покупателями брокаровской продукции, а вышивку стали называть «мыльной» или «брокаровской».

        Подобные рекламные листки выпускались и конкурирующей фирмой «Товарищество А.Ралле и Ко». Эта компания была основана в Москве французским подданным, купцом Альфонсом Антоновичем Ралле в 1843 году. Номенклатура фабрики включала духи, одеколоны, туалетное мыло, помады, пудру. Разработкой рецептуры занимались приглашенные из-за границы парфюмеры. Сырье доставлялось оттуда же, из Франции и Италии.

ralle_001.jpg


ralle_003.jpg


ralle_002.jpg
Плакаты и рекламные листки «Товарищества А.Ралле и Ко»



        Маленькое производство разрослось к 1855 году до 22 строений в Теплом переулке, «Товарищества стеариновых свеч», мыловаренной фабрики и парфюмерного цеха. Продукция Ралле (духи, помада, пудра, мыло) быстро обрела популярность. В том же 1855 году компания добилась престижного звания поставщика Двора Его Императорского Величества. Дополнительным слагаемым успеха стало то, что в правление образовавшегося «Торгового дома А. Ралле» вошел владелец хрустального завода Фридрих Дютфуа, облачавший душистую продукцию в оригинальные флаконы. Отлично организована была и система сбыта: многочисленные агенты распространяли «парфюм» даже среди вельмож Ближнего Востока. Реклама гласила, что в магазинах товарищества Ралле можно приобрести «…более ста запахов цветочного о-де-колона во флаконах по 60 копеек и по 1 рублю». Любителям ароматов предлагались знаменитые «Нильская лилия», «Букет Наполеона», «Русская фиалка», «Серебристый ландыш», «Источник любви» и еще несколько десятков романтических названий.

        Компания развивалась, и потребовалось основать новую фабрику. В 1899 году новое здание фабрики было построено в Бутырках по проекту архитектора Оскара-Жана Францевича Дидио. Предприятие было оборудовано по последнему слову тогдашней техники. Оно имело средства механизации, электричество, лифт, паровые машины, телефон. Основной корпус сохранился и до настоящего времени: в нем сейчас размещены мыловаренное и косметическое производства. Одновременно на юге России были заложены плантации для выращивания эфиромасличных культур и получения душистых веществ. Столь необходимое и дорогое сырье теперь не привозилось из-за границы, а выращивалось в России. С 80-х годов XIX столетия начинается выпуск модных цветочных одеколонов, которые принесли Товариществу огромные прибыли.

        Рекламируя свой товар, Ралле выпускал «Энциклопедию женских рукоделий», в которой подробно рассказывал о качестве и преимуществах своей парфюмерии. Листовки с образцами орнаментов также немало способствовали популярности парфюмерии Товарищества, но такого массового распространения, как у Брокара, не получили.

rallet_004.jpg
Рекламная листовка Ралле и Ко



        У рекламных листовок обеих фирм было много общего. Рукодельниц привлекала новизна орнаментальных мотивов, их цветовая насыщенность, декоративность. Техника крестика давала широкие возможности для цветовой разработки и более реалистичного трактования растительных мотивов. Быстрое заполнение вышивкой площади изделия и наличие готового рисунка значительно облегчали работу.

        Имя основателя «Товарищества Брокар и Ко» определило название нового стиля украинской вышивки второй половины XIX – первой половины XX столетия. «Брокаровский стиль – это целая эпоха в украинском народном искусстве», - отмечал собиратель предметов украинской национальной культуры И.М.Гончар [4]. Другой исследователь, Л.С.Белоус писала: «Брокаровская вышивка, распространившаяся по всем регионам Украины как явление народной культуры, имеет право на свое место в истории украинского искусства. В течение длительного времени (целого столетия) этот стиль выполнял важную роль в культурном пространстве, в котором жила крестьянская семья, формировал вкусы многих поколений» [5].

        Что же это был за стиль? Преимущественно, как мы уже говорили, растительные мотивы, а также «птичьи», «звериные». Особенно популярной была французская роза на миллиметровой бумаге, с которой легко можно было перенести рисунок вышивкой крестиком на домотканое полотно. Вышивали розу обычно красными и черными нитками, иногда разноцветными. С легкой руки Брокара ни один украинский рушник не обходился без «розочки». Эта натуралистичная роза в букетах или в линейных раппортах стала самым популярным элементом вышивки и постепенно стала вытеснять другие элементы растительной орнаментики.

brocard_1902_001.jpg
Рекламный листок «Товарищества Брокар и Ко». 1902 г.


brocard_003.jpg
Оборотная сторона брокаровского листка, сопровождающего
рекламу «румян для губ» и способы их применения


brocard_004.jpg


brocard_005.gif
Образцы современной украинской вышивки по брокаровским рисункам



        Линейная или криволинейная строчка (бордюр) из роз и листьев преподносились в схемах для вышивки как узор в стиле «помпадур».

brocard_006.jpg


brocard_007.jpg
Роза в стиле «помпадур» на образце для вышивки крестиком



        В двадцатом столетии мотив розы повсеместно завоевал первенство и в вышивке, и в других видах народного ткацкого искусства. На украинских женских сорочках розами украшали рукава, подол, манжеты. На вышитых мужских сорочках розами брокаровского стиля – мелкими или крупными – украшали манишку.

brocard_008.png
Украинская сорочка с розами брокаровского стиля


brocard_009_1.jpg


brocard_009_2.jpg
Детали праздничной женской одежды Тамбовской и Курской губерний
начала XX в.



        В заключении скажем, что «брокаровский» стиль оказал влияние не только на мотивы народной вышивки в Украине, но и в России. Возможно, в России «пагубное» влияние рекламных листков на народные художественные промыслы было даже более сильным в смысле утраты самобытности. События 1917 года и последовавшая за ними полная перестройка народного сознания и быта окончательно «добили» народное искусство, возрождение которого начинается только сейчас.

        С другой стороны, брокаровские розы для многих крестьян Сибири, Урала, Дальнего Востока стали первыми изображениями французских роз, о которых они только слышали. Культура выращивания садовых роз даже в начале XX века была для части регионов России просто незнакома, хотя слова «розы», «розаны» употреблялись широко.

        Итак, как известно, любое нововведение имеет две стороны. Так случилось и с брокаровским стилем в народной украинской вышивке. С одной стороны, он был в определенной степени шагом назад в деле развития народных ремесел. С другой – этот стиль имел положительное влияние на популяризацию роз на всей славянской территории.



Литература и источники:




1. Павлуцький Г.Г. Історія українського орнаменту. – К., 1927.
2. ГасюкЕ.О., Степан М.Г. Художнє вишивання. - К.: Вища школа, 1986.
3. Білоус Л.С. Брокарівський стиль в українському народному вбранні др. пол. ХІХ – поч. ХХ ст. // Народний костюм як виразник національної ідентичності: збірник наукових праць за ред. д-ра мист-ва М. Селівачова. – К.: ТОВ „ХІК”, 2008.
4. Гончар І. Доля на рушникові. // ж. «Україна». 1988, № 21.
5. Білоус Л.С. Указ. соч.