В разных изданиях, практически недоступных для людей, живущих за пределами Крыма, существует множество интересных материалов по истории садов и парков Крыма. Это касается как императорских удельных имений, так и дворянских усадеб и городских садов. В этом разделе размещены, как нам видится, наиболее близкие к озаглавленной теме научные и научно-популярные статьи и исследования историков, краеведов и исскуствоведов Крыма, касающихся темы истории садов и парков Южного берега Крыма. Многие из этих авторов являются нашими хорошими друзьями. Здесь мы планируем размещать и собственные статьи по сходной тематике. Что касается архивных материалов, то они собраны в следующем разделе - «Архивные находки».


Исследования и статьи

Арбатская Ю. Сюжеты мировой литературы и философии в семантике Алупкинского парка



Сюжеты мировой литературы и философии в семантике
Алупкинского парка


Арбатская Ю.Я.

      «Сад – это подобие Вселенной, книга, по которой можно «прочесть» Вселенную… Но сад – книга особая: она отражает мир только в его доброй и идеальной сущности» [1]. Приведенное высказывание Д.С. Лихачева позволяет подойти к изучению сада как вселенского произведения искусства, в котором используется весь накопленный человеком арсенал поэтических средств.

      Садово-парковое искусство – одно из замечательных творений человечества, где переплелись разные стили и культурные эпохи, соединились садоводство, живопись, архитектура, поэзия, религия и философия. Общепризнанным шедевром архитектуры и паркостроения является, без сомнения, Алупкинский дворцово-парковый ансамбль, заложенный графом М.С. Воронцовым в первой половине Х1Х века и задуманный им как «универсальная архитектурная летопись мира» [2].

ris._1.jpg
Томас Лоуренс. Портрет М.С. Воронцова


Арбатская Ю., Вихляев К. Проблемы сохранения и восстановления исторического наследия культуры розы в России



Доклад прочитан 15 сентября 2016 года в Санкт-Петербурге на V Научно-практической конференции «Восстановление исторических объектов ландшафтной архитектуры».
(Конференция организована Национальной ассоциацией «Возрождение исторических садов и парков»
и Музеем-усадьбой Г.Р. Державина филиалом Всероссийского музея А.С. Пушкина).



       Искусство селекции и выращивания роз сегодня во всем мире признано как одна из отраслей общечеловеческой культуры, наравне с живописью, архитектурой, скульптурой, литературой и театром. Сегодня в мире насчитывается, по оценкам специалистов, более 35 000 наименований сортов и видов роз. Ежегодно во многих странах наряду с увеличением ассортимента, совершенствованием форм, расцветок и полезных качеств «царицы цветов» ширится движение по сохранению исторического наследия в области культуры роз. В Алупкинском дворцово-парковом музее-заповеднике такая работа ведется на протяжении многих лет.

       В 1992 году в Рио-де-Жанейро конференцией ООН по окружающей среде и развитию принята Конвенция о биологическом разнообразии, которую подписали все страны, в том числе Россия. Угроза исчезновения многих видов растений диктуют создание в разных странах особых национальных программ по сохранения растительного генофонда. В России разработана Национальная Стратегия сохранения биоразнообразия страны, принятая в 2001 году, но она, к сожалению, носит рекомендательный характер и не является законом. Проблемы сохранения биоресурсов регулируются отдельными законодательными положениями «Об особо охраняемых природных территориях», «Об экологической экспертизе», «О недрах», а также Водным и Лесным кодексами. Разумеется, в них нет и речи об административной или уголовной ответственности за исчезновение растений на внутривидовом уровне, и тем более внутри рода, одним из которых является род Роза.

Арбатская Ю. Удельные имения «Ливадия» и «Массандра» в эпоху императора Александра III (1881 - 1894)



Статья опубликована в сборнике:
Гатчинский дворец в истории России.
Материалы научной конференции 1-3 декабря 2016. - Санкт-Петербург: Свое издательство,
2016. - С. 16-26.


Юта Арбатская

       Годы царствования Александра III (1881-1894) совпали по времени с невиданным доселе в России курортным бумом в Крыму, а частые Августейшие визиты в свою летнюю резиденцию в Ливадии стимулировали интерес публики к строительству новых усадеб и имений на Южном берегу Крыма. Мощное развитие в эти годы на полуострове получили виноградарство, виноделие, плодоводство, преобразились сады и парки. Образцом южнобережного «райского сада» для новых и старых хозяев крымских владений стал Ливадийский парк, в переустройстве которого значительную роль сыграла супруга Александра III, императрица Мария Федоровна, в девичестве датская принцесса Мария Дагмара. Ее любимыми цветами были розы, и на Южном берегу Крыма «царица цветов» во всем своем великолепии и многообразии форм и расцветок удовлетворяла цветочные пристрастия императрицы.

001_53.jpg
Ливадийский дворец


КОНЦЕПЦИЯ САДА ЦИВИЛИЗАЦИЙ



Юта Ярославна Арбатская
Главный ландшафтный архитектор Алупкинского дворцово-паркового музея-заповедника
Константин Анатольевич Вихляев
Президент общественной организации «Ассоциация любителей роз Крыма»
e-mail: kajuta@inbox.ru тел.: +7 978 825 24 84



КОНЦЕПЦИЯ САДА ЦИВИЛИЗАЦИЙ

Для руководителей исторических садов и парков, ботанических садов
и дендрариев, частных территорий, музейных объектов, общественных учреждений


       Роза - королева цветов. Она обладает несравненной красотой и чудесным ароматом. Роза олицетворяет божественную любовь, счастье, тайну, изысканность, красоту. Она приносит удачу, бодрость, молодость, здоровье и долголетие. Выращивание роз способствует духовному здоровью нации и росту общей культуры населения.

       За 200 лет интенсивной селекции роз в Европе и других частях света возникла огромная новая отрасль человеческой культуры – розоводство (розоведение). Оно так разительно отличалось от традиционных видов сельскохозяйственной деятельности человека, что по праву выделилось в самостоятельный специфический вид творчества. Сегодня искусство селекции и выращивания роз признано во всем мире как одно из направлений общечеловеческой культуры наравне с живописью, архитектурой, скульптурой, литературой и театром. В последнее время даже возникла мода на коллекционирование старинных сортов роз, не уступающая по накалу страстей коллекционированию произведений искусства старых мастеров.

Арбатская Ю., Вихляев К. «Потемкинские» кипарисы в Алупке



О «потемкинских» кипарисах в Алупке




Арбатская Ю.Я., Вихляев К.А.




       Любой приезжий, побывавший в Алупке на Южном берегу Крыма, слышит от экскурсоводов историю о двух «потемкинских» кипарисах, некогда росших с северной стороны Воронцовского дворца. В разных версиях эта история звучит красиво и более-менее правдоподобно. Одни рассказывают, что сам князь Григорий Александрович Потемкин-Таврический посадил кипарисы в честь приезда в Крым императрицы Екатерины II - потому, мол, кипарисы и назывались «Потемкин» и «Екатерина». Другие говорят, что эти кипарисы - самые первые из всех крымских кипарисов, и привезены они по указанию самого Потемкина чуть ли не из стран Средиземноморья. Третьи обязательно добавят, что и скала, находящаяся рядом с кипарисами, тоже называется «Потемкинская», а значит, сам светлейший князь побывал здесь. Теперь этих кипарисов нет. Остались лишь старые рисунки и фотографии, на которых можно увидеть, где именно они находились. Но в парке сохранился один старый экземпляр на Солнечной поляне, о котором тоже ходят легенды.

       Интернет полон всяческих баек на эту тему. Вот примеры, взятые наугад:

Арбатская Ю., Вихляев К. Парки Массандры: эпоха графа М.С.Воронцова




       Верхний и Нижний парки в Массандре – одни из старейших на Южном берегу Крыма. Их история богата событиями. Члены императорской семьи любили Массандру, императрицы нередко привозили сюда детей. Дворцу не суждено было стать постоянной летней резиденцией Романовых, но парки, будучи открытыми для посещения, стали излюбленным местом отдыха горожан и приезжих. Жемчужиной Нижнего парка была знаменитая розовая аллея. Если бы не революция, не война, не перестройка, какой шедевр садово-паркового искусства мы бы сейчас имели!

verhnyaya_massandra_osen_2008_170.jpg
Уголок дворцового парка в Верхней Массандре. Фото 2008 г.


Арбатская Ю., Вихляев К. Ялта. Сквер Калинина. Хроника перемен



Ялта. Сквер Калинина. Хроника перемен




Юта Арбатская, Константин Вихляев




       Сквер Калинина на Набережной Ялты появился в советское время. Он занимает территорию Набережной от Пушкинского бульвара до пересечения с улицей Екатерининской (бывшая Литкенса). Сквер построен на месте, где до 1944 года располагались гостиница «Джалита» и кинотеатр «Горн», поэтому начнем наш рассказ издалека, с 1880-х годов.

p1600777.jpg
Розовая пергола в сквере Калинина. Фото 2012 г.


p1670880.jpg
Молодой платан в сквере Калинина. Фото 2012 г.


Вихляев К. Заметки о психологических аспектах восприятия романтического парка XIX века зрителем XXI века на примере Алупкинского парка



Заметки о психологических аспектах восприятия
романтического парка XIX века зрителем XXI века
на примере Алупкинского парка




Юта Арбатская, Константин Вихляев




       Одно время мы были увлечены темой психологии восприятия современным человеком садов и парков, особенно старинных. Было изучено множество томов специальной литературы, сделаны заметки и выписки, но статья так и не появилась. С тех пор прошло несколько лет, интерес к этой теме угас, но остались те самые заметки. Недавно мы вновь перечитали собственные записи и решили, дабы они не пропали бесследно, изложить их в том бессистемном порядке, как они и возникали.

       В списке наиболее популярных у туристов достопримечательностей Южного берега Крыма всегда были и будут парки Ливадии, Гурзуфа, Алупки, Мисхора, Никиты. Как же воспринимает зритель, живущий в XXI веке, эти романтические парки, которым по 150-180 лет? Что он чувствует, прогуливаясь по аллеям и рассматривая старинные фонтаны, лестницы, фонари, пруды и древесные композиции? Понимает ли он символику всех этих чудес, может ли в полной мере насладиться красотой замысла садовников прошлого? Даже если он и не знает тонкостей заложенных в композициях смыслов – а в большинстве случаев так оно и есть – как вообще действует на посетителя парк, изменяется ли что-нибудь в душе зрителя после того, как он его покинет?
       Эти вопросы не праздные. От их понимания зависит множество вещей сегодняшнего дня – от концепций реставрации парков до проблемы выживания бюджетных учреждений, которым эти парки принадлежат.