Розы и розарий принцессы Грейс в Монако. Les roses et la roseraie de la Princesse Grace au Monaco





Розы и розарий принцессы Грейс в Монако





Ю.Арбатская, К.Вихляев




        Многолетняя дружба между Домом Мейян, ведущей мировой фирмой по производству и селекции роз, и княжеским домом Гримальди началась еще в 1956 году, когда состоялась свадьба Принца Ренье и Грейс Келли. В честь свадьбы Френсис Мейян посвятил княгине Монако розу ‘Grace de Monaco’.

Grace_de_Monaco_1956_Meilland.jpg
‘Grace de Monaco’ (HT, Meilland, 1956)

        Эта махровая роза (17-25 лепестков) имеет очень насыщенный аромат, а куст достигает в высоту 2 метров. «Родителями» сорта явились легендарная ‘Peace’ (НТ, Meilland, 1942) и ‘Michèle Meilland’.
        В 1973 году Мейян посвятил свою новую розу юной принцессе Стефании, а в 1976 году Френсису Мейяну был посвящен импровизированный розарий в Монако, который в 1981 году принимал первых гостей в рамках Международной Выставки Роз.
        Среди новых роз, показанных фирмой Мейян на этой выставке, был необыкновенный двухцветный сорт с красными и кремовыми бутонами, которые при раскрытии превращались в прекрасные полные цветы с оттенком насыщенной розовой окраски. Роза имела название ‘Предпочтение’ (‘Preference’) и экспонировалась как результат скрещивания двух известных сортов – ‘Ambassador’ (HT, Meilland, 1979) и ‘Peace’ (HT, Meilland, 1942).
        Принцесса Грейс, открывавшая эту выставку, назвала этот сорт лучшим из всех представленных роз. Ален Мейян тут же объявил, что отныне роза будет называться ‘Принцесса Монако’. Так появилась роза, посвященная одной из самых легендарных женщин XX века. Сорт имеет несколько синонимов – ‘Princess Grace’, ‘Princesse Grace de Monaco’, ‘Grace Kelly’.

roza_Princessa_de_Monako.jpg
‘Princesse de Monaco’ (HT, Meilland, 1981)

        Этот чайно-гибридный сорт обладает приятным фруктовым ароматом. Цветки полные (35-45 лепестков), среднего размера, располагаются, как правило, по одному на цветоносе. Куст цветет несколько раз в течение лета.

        Со времени создания и названия розы прошло почти 30 лет. История ее происхождения за это время обросла множеством легенд и мифов. Жители Монако любят говорить, например, что розу эту принцесса выбрала потому, что она по цвету ближе всего к национальному флагу Монако, любимой помаде и крему, которыми пользовалась Грейс Келли. Что ж, пусть эти небылицы остаются на совести монегасков, а мы, прежде чем рассказать о розарии, хотим остановиться на одном увлечении принцессы. Речь идет о необычайной любви принцессы Грейс к цветам.

Grace_Kelly.jpg
Грейс Келли

        Весной 1955 года голливудская кинозвезда Грейс Келли возглавляла американскую делегацию на Каннском фестивале. Влиятельный французский журнал "Пари-Матч", желая внести разнообразие в светскую жизнь фестиваля, решил устроить встречу известной актрисы и князя Монако и вынести их совместное фото на обложку. Договоренность с дворцом была достигнута без особых усилий.
        К тому времени будущая принцесса уже зарекомендовала себя как самая стильная особа обновленной послевоенной Европы. Фирменными акцентами ее стиля служили короткие белоснежные перчатки, широкополые шляпы, обилие жемчуга и шарфов Hermes, а также массивные солнцезащитные очки. Она предпочитала светлые тона: ее классические пальто, твидовые костюмы и платья-трапеции шились по специальному заказу в ателье Dior, Givenchy и у лучших парижских Кутюрье.

00058486.jpg

        Главными спутниками имиджа актрисы, где бы она ни появлялась, были цветы. Цветы сопровождали ее всюду – на официальных встречах, на фотосессиях, на пресс-конференциях, на кинофестивалях и банкетах. Во всех гостиницах, где она останавливалась, всегда можно было увидеть великолепные букеты роз, ландышей, гвоздик.
        Князь Монако Ренье III посчитал естественным, что их позирование перед фотокамерами произойдет в садах княжеского дворца. А похвастать было чем. Старинный замок Гримальди был окружен настоящим тропическим парком с фонтанами и редкими растениями. Особенной красотой отличался сад Св. Мартина, где среди сосен, агав и алоэ открывался прекрасный вид на море.

Monaco_3403.jpg


Monaco_3449.jpg



        Грейс Келли выбрала для рандеву платье с крупными яркими цветами. Это платье из тафты, с розовыми и желтыми цветами и изумрудными листьями, сегодня выставляется на всех экспозициях, посвященных жизни Грейс Келли. Они долго кружили вместе по извилистым серпантинам крошечного государства. Князь, показывая дворец и парк, и сумел очаровать красавицу.

954708.jpg


6013b.jpg



        Ни к чему не обязывающий светский разговор князя и звезды экрана привел к их регулярной переписке, завершившейся визитом влюбленного монарха в Соединенные Штаты и предложением руки и сердца прекрасной кинодиве. Вошедшая во все анналы новейшей истории свадьба Грейс Келли и князя Ренье стала крупнейшим светским мероприятием XX века. Ходят слухи, что в этот день - 19 апреля 1956 года - на узких монакских улицах собралось более 20 тысяч человек. Платье новобрачной состояло из 46 метров шелка и 290 метров кружев. Примечательно, что это платье было сшито мастером по фамилии «Роза», Хелен Роуз, главным стилистом киностудии MGM. Не преминула портниха запечатлеть и свое имя в наряде невесты: фата была украшена белыми розами. Так, именно с роз и началась для Грейс новая жизнь, жизнь без кино.

grace42552.jpg



        Новая жизнь давалась ей нелегко. Как каждая женщина, она хотела обустроить свой дом по своему вкусу, но столкнулась с упорным сопротивлением обслуги. Каждое утро садовник приносил в замок букеты из одних и тех же цветов. Грейс пыталась придумать новые оригинальные сочетания, садовник покорно выслушивал княгиню и продолжал делать так же, как делал всегда. Замок жил по своим неписаным традициям и ничего не желал менять в устоявшемся образе жизни.
        Но со временем ей удалось изменить не только традиции семьи Гримальди, но и всю жизнь маленького княжества. После рождения Каролины, а затем наследника Альбера князь стал более уступчив к увлечениям принцессы, хотя и порой высказывал едкие замечания в ее адрес. А Грейс тем временем с головой окунулась в благотворительность. С ее появлением во дворце стало традицией проводить рождественские елки для всех детей Монако. Грейс навещала дома престарелых и сирот, открыла в Монако больницу, детский сад в помощь работающим матерям. Красный Крест Монако под управлением Грейс стал одним из самых известных в мире по оказанию помощи жертвам военных конфликтов и стихийных бедствий от Перу до Пакистана. Знаменитое движение Green Peace было создано именно в Монако при непосредственном участии княгини. И ни разу она не усомнилась в том, что время, отданное на благотворительность, было потрачено не зря.

618.jpg



        Одним из любимых увлечений принцессы было составление панно и композиций из сухих цветов и листьев. По мере того, как дети становились старше, Грейс проводила все больше времени, собирая полевые цветы , засушивала их, а затем, наклеив на картон, помещала в рамку. Кто-то из близких друзей посоветовал ей устроить выставку, благо в предоставлении помещения какой либо галереей проблем не возникло. Увидев работы Ее Высочества, бойкие агенты и менеджеры «от искусства» буквально осыпали княгиню предложениями. Она неуверенно дала согласие выставить несколько работ. Их ждал невероятный, бешеный успех. Картины раскупили на второй день после вернисажа, а фонд Княгини Грейс в помощь детям и престарелым получил прибыль в миллионы швейцарских франков! Грейс с удвоенным энтузиазмом принялась за составление новых композиций.

0764.jpg


0803.jpg
Панно Принцессы Грейс

        В 1980 году она издала книгу «My book of flowers» («Моя книга цветов»), в которой представлены иллюстрации и комментарии к картинам из сухих цветов, выполненных самой Грейс Келли. Ее знания и навыки в искусстве аранжировки цветочных композиций из сухоцветов действительно заслуживают внимания.

book_grace_646352.jpg

        На страницах своей книги княгиня делится секретами высушивания цветов и растений. Кроме того, книга изобилует историями и легендами о цветах, о роли цветов в искусстве, литературе, поэзии, мифологии, опере и балете. В тексте есть советы по применению цветов и трав в косметике, кулинарии и парфюмерии. В созданном по ее инициативе Садовом Клубе Монако, принцесса являлась не просто вдохновителем и организатором, но и, пожалуй, самой талантливой художницей. Кстати, княгиня прекрасно владела техникой акварели и играла на гитаре.

65769.jpg
Грейс Келли за составлением очередного панно


grace_paris.jpg
На открытии выставки Грейс в Париже

        Принцесса Грейс была настоящей королевой, даже диадему она носила так, будто с рождения была создана для королевской жизни. Что уж говорить о бесчисленных драгоценностях, которые в большинстве своем имели цветочную тематику. Японский ювелирный дом «Микимото», специализирующийся на изготовлении изделий из искусственного жемчуга, создал специально для Грейс несколько украшений, среди них броши в форме розы и гарнитур - колье с серьгами.

2001_grace_400x300.jpg


images_0.jpg

        Княгиня Монако ввела в моду украшения из жемчуга — и за океаном ей в этом не без успеха подражала Мэрилин Монро. Грейс Келли признавалась, что не любит бриллианты, считает их холодными и слишком официальными. Прохладно относилась Грейс и к сапфирам — она считала их старомодными, и к изумрудам — «они идут только брюнеткам», и к рубинам — «слишком роковые камни». В коллекции Принцессы было множество жемчужных колье «под горло», браслетов в несколько нитей, колец и серег. А из всех украшений кроме жемчужных колье Келли выделяла броши — у нее было целое собрание золотых брошей в форме цветка розы.

        Цветочные мотивы присутствовали и в одежде Грейс Келли, и в шляпах, и в обуви, и в женских аксессуарах. Вот, например, вязаная накидка с такой же вязаной розой.

Grace_Kelly_Smoky_Grey_Capelet.jpg


557cc427a8b9.jpg
Специальная шапочка под фату, которую надевала в день свадьбы Грейс


b7f5ed84f065.jpg



        Княгиня Грейс была непременной участницей многочисленных вернисажей и выставок, посвященных цветам, где часто входила в число почетных гостей или членов жюри. Она, в частности, присутствовала на открытии Международного розария в Лионе, участвовала в 1976 году в Филадельфии (США) в выставке со своими цветочными композициями из сухоцветов.

00058485.jpg


exhibition_grace.jpg


1976Grace-Kelly-S.jpg
Филадельфия, 1976 г.

        Селекционеры всего мира, зная о необыкновенной любви Грейс Келли к цветам, называли свои новинки ее именем. Так появились альстромерия ‘Princesse Monaco’, пион ‘Red Grace’, ирис ‘Mogambo’, названный в честь одноименного фильма с участием актрисы Грейс Келли.

alstroemeria_Princesse_Monaco.jpg
Alstroemeria ‘Princesse Monaco’


Red_Grace_sf_pion.jpg
Peon ‘Red Grace’

        Благотворительность и розы странным образом соединились в ежегодном мероприятии в Монако под названием «Бал Роз». Собственно говоря, идея «Бала Роз» принадлежит Монакскому Обществу купаний на море, и первые празднества прошли еще до появления американской актрисы в Монако (1954-1956). Начиная с 1957 года, это мероприятие под патронатом принцессы Грейс приобрело поистине мировой размах. Свое название «Бал Роз» получил благодаря декору бального зала, обязательным элементом декора которого являлись более 25 000 живых роз. Мероприятие проводилось с благотворительной целью – все средства от продажи билетов шли в Фонд Принцессы Грейс (Princess Grace Foundation). Этот фонд преследовал несколько благородных целей, в том числе:

• Помощь нуждающимся людям, чьи дела выходят за традиционные рамки социальных учреждений.
• Финансирование Академии балета принцессы Грейс, который готовит танцоров и балерин, позволяя им продолжить обучение, и общее финансирование виллы Casa Mia, в котором находятся репетиционные комнаты и интернат.
• Помощь студентам Академии музыки Ренье III , чтобы дать им возможность проходить летнюю практику в Соединенных Штатах.
• Финансирование, поддержка и развитие традиционных ремесел вышивки Монако.
• Предоставление помощи некоторым больницам в Европе и в странах третьего мира.
• Финансирование медицинской научно-исследовательской лаборатории университета и больницы Неккер в области иммунизации детей младшего возраста.
• Помощь медицинским лабораторным исследованиям в Университете Марселя иммунных клеток, которые защищают организм от бактерий и вирусов.
• Организация ежегодного «Бала Роз» в интересах организации благотворительности и благотворительных фондов.

        Каждый год «Бал Роз» был посвящен какой-либо теме. Так, в 1994 году темой мероприятия было «Воспоминание о Павильоне Роз в Павловске и садах Императрицы Марии Федоровны», где был дан благотворительный концерт с участием Дмитрия Хворостовского. В 2010 году главной темой стала культура Марокко. На балу были представлены картины современных и классических марокканских художников.
        Одним из главных событий вечера традиционно становится благотворительная лотерея, лоты для которой предоставляются известными мировыми модными и ювелирными брендами. Частью «Бала Роз» всегда является концерт со множеством исполнителей как мирового уровня, так и талантливых молодых артистов.
        После трагической смерти Грейс Келли в 1982 году «Бал Роз» проводится под патронатом сына княгини, принца Монако Альбера.

        18 июня 1984 года в память о принцессе Грейс в Монако на территории садов Фонтвьей при участии князя Ренье III был открыт розарий, названный «Розарий принцессы Грейс». В розарии на площади 3300 кв. м высажено около 4000 кустов роз примерно 150 сортов и видов, а всего в саду произрастает около 14000 растений. Безусловно, главной розой в саду является ‘Princesse de Monaco’ (HT, Meilland, 1981). Впрочем, в саду присутствует масса других замечательных сортов. Среди наиболее популярных назовем такие:

America (Cl., William A. Warriner, 1976)
Baby Romantica (Min., Meillamd)
Bora Bora (HT, Tantau, 1998)
Carte d'Or (Fl., Meilland, 2001)
Claude Monet (HT, Jack E. Christensen, 1992)
Decor Arlequin (Shrub, Meilland, 1986)
Fetes Galantes (HT, G. Delbard)
Honore de Balzac (HT, Meilland, 1996)
Jardins de France (HT, Meilland, 1998)
Lumen (HT, Hubert Sauvageot, 1975)
Marjolaine (Fl., Bernard Sauvageot, 2000)
Maurice Utrillo (HT, G. Delbard, 2004)
Oriental Palace (Fl., L. Pernille Olesen, 1992)
Pullman Orient Express (HT, Ping Lim, 1991)
Rio Samba (HT, William A. Warriner, 1991)
Sherlock Holmes (Schrub, Harkness, 2006)
Smarty (HT, Interplant, 2007)
Sutter's Gold (HT, Herbert C. Swim, 1950)

        В последние годы розарий пополнился некоторыми сортами, названными в честь членов княжеского дома Монако – «Prince de Monaco» (HT, Olesen, 1985), «Stephanie de Monaco» (HT, Carl Meyer, 1971), «Jubile de Prince de Monaco» (Fl., Meilland, 2000).

rose_Jubile_du_Prince_de_Monaco.jpg
‘Jubile de Prince de Monaco’ (Fl., Meilland, 2000)


stephanie-de-monaco.jpg
‘Stephanie de Monaco’ (HT, Carl Meyer, 1971)


rose_Prince_de_Monaco_1985.jpg
‘Prince de Monaco’ (HT, Olesen, 1985)



        Что касается архитектурных достоинств розария, то следует сказать, что сад выполнен в форме цветка розы, где все куртины отделены друг от друга извилистыми дорожками. Сами куртины тоже напоминают раскрывшиеся лепестки. Всего таких «лепестков» девять.

Princess_Grace_Rose_Garden_Monaco.jpg
Розарий принцессы Грейс в Монако

        Каждая из 9 композиций имеет самостоятельное композиционное решение, но есть и общие объединяющие элементы. Так как все эти участки являются демонстрационными площадками для кустовых роз, в основной своей массе не превышающих высоты 120 см, то проектировщики везде вводили вертикальные акценты для создания законченной картины. В некоторых случаях роль таких акцентов выполняют маслины, которые своей серебристой листвой создают нейтральный цветовой фон для ярких цветущих роз. Другой пример вертикальной организации пространства – использование топиарных пирамидальных форм тисов. Кстати, на второй фотографии очень хорошо видно, что и внутри куртин также применен «лепестковый» принцип, то есть розы посажены группами по несколько кустов с таким расчетом, чтобы дорожки из зеленого газона повторяли общий рисунок каменных дорожек сада. Эффект «матрешки» («лепестки» в «лепестке») придает глубину пространству сада. Возможно, авторы проекта хотели вызвать у зрителей ассоциации с цветочными панно, изготовлением которых увлекалась Грейс Келли.

3_572.jpg


3_523.jpg



        Наконец, третий прием – использование вертикальных опор и беседок с вьющимися розами внутри куртин. Способ этот не нов, но сложность состояла в том, что на ограниченном пространстве (а сад маленький) нужно было так установить опоры, чтобы с одной стороны не «перегрузить» розарий, а с другой, грамотно расставить акценты.

3_541.jpg



        В саду оборудованы две перголы с плетистыми розами, которые решены (в связи с дефицитом площади) не в виде туннеля, а с помощью арок, расположенных в одной плоскости, полукругом. Чтобы уйти от симметрии, перголы выполнены в разных стилях. Одна пергола имеет очень нарядный ажурный облик, напоминающий кружевное плетение. Другая задумана как наклонная беседка из роз. Сверху, из окон рядом стоящих небоскребов, видимо, такая беседка выглядит потрясающе, но эффекта «ажурности» не имеет.

018_Rose_Garden.JPG


3_521.jpg



        Роль «зеленых стен» выполняют стриженые тисы, имитирующие морские волны. За пределами сада возвышаются несколько высоких экземпляров тюльпанных и коралловых деревьев, а также гималайских кедров. Вместе с видом на горы вся перспектива, расчлененная на ярусы, позволяет зрителю, стоящему неподвижно, находиться одновременно в разных пространствах, в зависимости от дальности зрительных перспектив.

3_524.jpg


3_531.jpg



        Глубина пространства, столь изящно решенная при помощи перечисленных приемов, дополняется эффектом глубины времени. По периметру в нескольких местах использованы деревянные трельяжи как воспоминание о первых розариях Франции и Италии начала прошлого века. Например, композиция вдоль южной границы сада очень напоминает центральную часть знаменитого розария Лей-ле-Роз, только вместо бассейна здесь устроен маленький фонтан.

3_565.jpg



       Другой трельяж совсем без какого-либо водного устройства.

3_556.jpg



        Погружение посетителей в историю Монако как бывшей части Италии или Прованса помогают декоративные кувшины на манер тех, что использовались для вина и оливкового масла в средние века на юге Европы.

3_524_0.jpg


3_535.jpg



        Очень грамотно в качестве фона использован газон, причем устроители сада постарались разнообразить картины, создаваемые с помощью зеленой травы.

3_559.jpg



        Удивляет почти полное отсутствие штамбовых роз, которые повсеместно применяются для организации пространства в розариях. С одной стороны, это минус, так как при помощи штамбов можно было бы легко создать очень эффектные пейзажные картины в саду. С другой стороны, это плюс авторам проекта, поскольку невероятно трудно без штамбов создать интересный и уникальный проект.

        К слову, немного истории. Розарий, как и парк Фонтвьей, японский сад, стадионы, вертолетная площадка и многие постройки, создан на искусственно насыпанном участке суши, который люди отвоевали у моря почти 50 лет назад. Здесь раньше было Средиземное море, причем глубина его в этом месте составляла 35 метров. С 1965 по 1971 годы была сооружена плотина, а затем образовавшееся пространство заполнено бетоном и землей. Общий объем привезенных грузов составил 8 миллионов кубометров. Впечатляющая статистика!
        Из полученных таким образом 22 гектаров суши по решению князя Монако два было отдано под спортивные сооружения и 4 га – под сады. Первоначально розарий совсем не планировался, но в конце 1982 года, после трагической смерти принцессы Грейс, князь Ренье III решил в ее честь создать сад роз. Бернар Фортрье, директор городского планирования и строительства, был вызван во дворец в ноябре 1982 года, где монарх сообщил ему о своем решении. Причем князь изъявил желание самолично участвовать в проекте.
        Первые два эскиза, представленные в феврале 1983 года, не были утверждены князем. Властитель Монако посчитал, что в саду слишком много симметрии, и высказал идею выполнить проект в форме цвктка розы. Следующий проект, представленный в том же месяце, был принят. Строительство началось 9 мая 1983 года, а 18 июня 1984 года в присутствии всех членов княжеского дома розарий был открыт для публики.
        Для строительства розария была привезена плодородная земля из небольшой деревни Сен-Валье-де-Тье, что находится в 60 км от Монако. Смешанная с навозом и листовым дерном, она была уложена на специальную водопроницаемую искусственную ткань высотой 80 см, то есть толщиной вполне достаточной для посадки роз, поскольку корни роз не превышают 50 см в глубину. Сама ткань («геотекстиль»), в свою очередь, была разостлана на дренажной подушке высотой 25 см. Так была подготовлена почва.
        Для защиты наиболее нежных сортов роз от ветра и соленого тумана с моря, строители посадили вдоль побережья сосны и лесозащитные полосы вокруг розария. Кроме сосен в качестве посадочного материала были использованы гибридные формы кипарисов и хамацепарисы, которые хорошо поддаются стрижке.
        Розы для сада не покупались. Просто были разосланы всем крупнейшим питомникам мира сообщения о создании розария принцессы Грейс. На письма откликнулись розоводы США, Франции, Англии, Германии, Дании, Бельгии, Голландии и даже Новой Зеландии и прислали свои лучшие сорта в дар княжеству Монако.

        Однако вернемся в сад. Вход в розарий украшают великолепные бугенвиллеи, которые в жаркое время года, когда розы не цветут, придают праздничное настроение саду.

3_517.jpg



        Справа от входа – скульптура принцессы Грейс работы Киса Веркаде в окружении ее любимых роз.

3_536.jpg



        Мы побывали в розарии сразу после дождя, и розы выглядели изумительно. Каждая «царица цветов» словно специально к нашему прибытию нарядилась в бриллианты дождевых капель.

3_562.jpg


3_561.jpg


3_563.jpg



        В заключение скажем, что в Монако выпущена серия марок, на которых изображены розарий и разные цветы, посвященные Грейс Келли.

image004.jpg



        А у могильной плиты Грейс Келли в семейном склепе Гримальди каждое утро, изо дня в день, устанавливаются вазы со свежими букетами роз. Вот уже 26 лет…

kelly_004.jpg





Благодаря Вам сбылась моя давняя мечта - побывала в саду роз Грейс Келли.
Огромное Вам спасибо. Материал чудесный. Замечательные фотографии.
Прямо счастлива, что попала к Вам.

В самом начале рассказа "свадьба Принца Гренье",наверное Принца Ренье?