Арбатская Ю., Вихляев К. Ялта. Городской сад. История и современность



Ялта. Городской сад. История и современность




Юта Арбатская, Константин Вихляев




       Городской сад Ялты имеет почтенный возраст. Это самый первый парк общественного пользования в черте города, который возник в начале 1880-х годов. Историю создания Горсада на Набережной хорошо описала научный сотрудник Ялтинского историко-литературного музея Людмила Михайловна Иванова в своем исследовании «Хроника создания городского сада в Ялте (1882-1902)». Статья написана настолько подробно, что нам остается только цитировать автора, добавляя редкие замечания о растительном составе.

001_42.jpg
Вид Городского сада Ялты со стороны Набережной. Фото конца XIX в.



       «Началом истории устройства городского сада в Ялте можно считать 23 февраля 1882 года, кoгдa Ялтинская Городская дума заслушала доклад гласного думы К.Р.Овсяного "Об устройстве городского сада и о сезонном сборе" и постановила - доклад "утвердить", отпечатать в достаточном количестве экземпляров и разослать домовладельцам, а гласному К. Р. Овсяному, от имени думы выразить благодарность.

       В докладе К.Р.Овсяного говорилось, что город приобретает репутацию климатической станции для грудных больных, но отсутствие городского парка служит постоянным укором со стороны приезжих. Для решения этой проблемы дума сразу же поставила вопрос о приобретении сада у статс-дамы графини Екатерины Николаевны Адлерберг. Было решено войти в соглашение с графиней и генералом Витмером о возможности приобретения у них дач на льготных условиях [1].

       В результате сделки город стал владельцем участка земли мерой около 4000 кв. м с насаждениями, садовой мебелью и украшениями. Это был практически готовый сад: вдоль шоссированных дорожек стояли стулья и кресла, столы и скамьи. Сад украшали вазы на пьедесталах и фонтан "Купидон с лебедем" [2].

       Для заведования Горсадом создали комиссию, которая месяц спустя в докладе Ялтинской городской думе сообщала: «Все принято по описи, приведено в порядок и совершенно готово к приему публики» [3]:
1. Комиссия просит открыть сад 2 мая и на первый раз оркестр военной музыки за недорогую плату, переговоры с оркестром поручить А. А. Торлецкому, а расходы покрыть за счет платы за вход.
2. Для благоустройства сада нужно установить З0 фонарей и 50 скамеек, изготовить и то и другое из дерева по проекту городского архитектора, так как купить чугунные изделия в Ливадии очень дорого.
З. Для санитарной благопристойности устроить 2 отхожих места: «М» и «Ж».
4. Для оркестра необходимо устроить крытый павильон, а для публики на некоторых дорожках - крытые холстом веранды и беседки на случай плохой погоды. На все сооружения должны быть архитектурныe планы.
5. Существующие в саду беседку и веранду окрасить.
6. Для удобств публики устроить в саду павильоны:
а) для продажи газет;
б) для продажи минеральных вод;
в) для продажи кумыса, кефира и дpyгих молочных продуктов;
г) для продажи фруктов и винограда;
д) кофейню, где будут отпускать кофе, холодныe и горячие закуски, пиво. Вино и водку не дозволять [4].

       Сад отделялся от Набережной красивой оградой, которую хорошо видно на старых фотографиях. Вход также был только с одной стороны – со стороны моря.

002_39.jpg
Городской сад Ялты на границе с гостиницей «Франция». Фото конца XIX в.



       Беседка, о которой говорилось в документах комиссии, находилась с правой стороны от входа в сад и была выполнена в восточном вкусе. Ее хорошо видно на следующем фото.

003_33.jpg
Беседка в Городском саду. Фото конца XIX в.



       По соглашению с Ялтинской городской управой комиссия по управлению городским садом постановила: цена за годовой билет - 8 руб., с членов семьи - З руб. В дни торжеств каждый должен приплачивать по 50 коп. Дети лиц, имеющих билет, за вход в сад не платят. Разовый билет в дни, когда играет музыка - 50 коп [5].

       Практически сразу после приобретения дачи графини Адлерберг стало ясно, что такая площадь для городского сада мала. В 1883 году Городская дума покупает участок Туржанского площадью 439 кв. сажень. Он представлял собой «первобытный пустырь», пришлось проводить планировку, нивелировку, устраивать ливнеотводы. Расчистили место под гимнастику, пересадили из сада Адлерберг излишние растения, устроили клумбы.

       Весной 1883 года начали строить музыкальный павильон. Однако утвержденные Думой размеры павильона оказались малы, всего на 16 музыкантов. Прибывший в Ялту, капельмейстер Иван Осипович Яндель указал как на размеры, так и на низкий пол. Он велел поднять пол сцены и заложить отверстия в куполе для скопления звука. На летний сезон 1883 года наняли оркестр И. О. Янделя за 1000 руб. в месяц.

004_34.jpg
Музыкальный павильон. Фото конца XIX в.


005_34.jpg
Музыкальный павильон в Городском саду. Фото 1900-х гг.



       В том же 1883 году по проекту архитектора Г. Шрейбера был устроен крытый читальный павильон. Приняли резолюцию по читальному залу:

1. Часы работы с 8-12 и с 14-20 часов;
2. В зале должна соблюдаться тишина;
3. Запрещается курить и выносить газеты;
4. Занавесить окна «маркизами»;
5. Купить графин и стаканы;
6. Чтение журналов и газет бесплатное.

       Для читальни выписали 10 журналов, из них 2 для детей, в том числе «Игрушечка», и 15 газет. Управа израсходовала на эти цели 362 руб. Публика была довольна [6].

       В январе 1883 года управа сдала часть Городского сада в аренду потомственному Почетному гражданину Бегуну Фоке Ароновичу. За пять лет владения садом Бегун по требованию управы выстроил множество павильонов, галерей, подсобных помещений. На лето 1888 года договор на аренду сада был заключен с антрепренером Семеном Никодимовичем Новиковым, но дела его шли плохо.

       В ландшафтном отношении сад представлял собой большую центральную аллею, вдоль которой были разбиты цветочные узорчатые клумбы, цветники. Главная аллея выходила к летней эстраде. Из старых насаждений, оставшихся от графини Адлерберг, наибольшую ценность представляли пальмы хамеропс, достигающие двухметровой высоты.

006_31.jpg
В Ялтинском Городском саду. Фото 1900-х гг.



       Лиственные породы были представлены платанами, каштанами, альбицией, магнолиями. Среди хвойных преобладали кипарисы и сосны. Под деревьями, где позволяло пространство, высевали газонную траву, которую городское управление выписывало из садового заведения Б.Ф.Штамма в Одессе [7].

       В «Путеводителе по Крыму» 1889 года говорилось: «Городской сад, выходящий на Набережную и Виноградную улицу, очень мал, и притом по вечерам в нем бывает сыро. В саду помещается театр, ресторан, павильон для чтения газет и фотография Орлова. Обыкновенно в течение 6 месяцев по вечерам играет музыка» [8].

007_25.jpg
В Ялтинском Городском саду. Фото 1900-х гг.


008_26.jpg
В Ялтинском Городском саду. Фото 1900-х гг.



       Желая расширить площадь городского сада, Ялтинская городская дума в 1890 году покупает два новых владения:

1. У надворного советникa Николая Сергеевича Шамина 500 кв. м земли с каменным 2-х этажным домом, где разместили городскую публичную библиотеку;
2. У отставного майора В. Е. фон Лоде часть участка тоже с каменным 2-х этажным домом, за 40 000 руб.

       Комиссия предложила на 1-м этаже разместить курзал, на 2-м - Управу, а сам дом перестроить. В ежедневном приложении к газете «Ялта» 30.06.1896 г. писали: «С 1 августа открывается в городском саду курзал. Для него отводится городской дом, купленный у Лоде. В него переводится читальня со значительным пополнением новых журналов на английском, немецком, французских языках, будут организовываться литературные, танцевальные вечера, маскарады. Дозволяется игра на бильярде, в домино и дозволенные законом карты и прочее. Допускается каждый, кто купил сезонный билет или уплатил за вход в сад» [9].

       В октябре 1898 года Ялтинская городская дума решает начать строительство нового здания для ресторана с музыкальной эстрадой в Городском саду. Составлением проекта и сметы занимался архитектор Н.П.Краснов. Строительство началось через год, в ноябре 1899 года. Ресторан планировался двухэтажным, но построили здание в один этаж. Строительство закончилось в 1900 году [10].

009_25.jpg
Новый ресторан в Городском саду. Фото 1900 г.



       В том же году на должность садовника в городском саду был принят бывший садовник графа Мордвинова Василий Иванович Вениченко [11]. При нем появилось газовое освещение, для чего потребовалось установить 21 чугунный столб с канделябрами на пять рожков [12]. Садовник, имея дружеские отношения с садовниками дворянских усадеб, «добывал» по весне луковичные растения и высаживал их на клумбы. Уже в апреле сад пестрел гиацинтами, тюльпанами, нарциссами.

010_23.jpg
Клумба с весенними первоцветами в Городском саду. Фото 1900-х гг.



       В 1902 году Городское управление решило приобрести дворовый участок, принадлежащий полковнику Николаю Петровичу Никольскому. Эта земля занимала угловое место на пересечении улиц Виноградной и Екатерининской. С включением участка Никольского увеличивалась протяженность фасада Городского сада по указанным улицам.

011_21.jpg
Вход в Горсад со стороны Набережной. Фото 1900-х гг.



       Разумеется, сад требовал постоянного обновления зеленых насаждений, но так как денег в городской думе на эти расходы не было, то члены управления изыскивали способы бесплатных поступлений. Дума входила в отношения с садовниками и управляющими частных владений в районе Ялты, вплоть до императорских резиденций. Характерный пример тому – письмо в удельное имение «Массандра» с просьбой отпустить «безденежно» для нужд городского сада растения по прилагаемому списку. Таким образом, в 1895 году «для посадки вдоль границ сада» из питомников Массандры было отпущено 154 растения, а именно 23 павловнии, 30 катальпы, 16 саженцев мелии, 28 акации желтой и 7 акации белой, по 25 саженцев эвониума и рамнуса [13].

       Впрочем, новые посадки нередко загущали и без того перегруженный растениями сад. Григорий Москвич в своем путеводителе пишет: «Городской сад с его совсем бедными курортными учреждениями — курзалом, павильоном для бесплатного чтения газет в сезонное время, рестораном и пр., не отличается обширностью, хотя и имеет тенистые места, где можно укрыться от зноя. С Пасхи до середины ноября играет симфонический оркестр. По вечерам в Городском саду обыкновенно бывает сырость, и в это время больным следует избегать посещения сада» [14].

       Другой путеводитель («Ялта в кармане») не столь категоричен: «Городской сад, находящийся на Набережной улице, очень мал, но в виду ввиду расположения его в центре города усердно посещается публикой» [15].

       Важнейшим культурным очагом в Ялте в начале 1900-х годов стал театр, выходящий в Городской сад. В годы жизни А.П.Чехова сюда приезжал МХТ, в разные годы выступали Ф.Шаляпин, С.Рахманинов, А.Вяльцева, В.Комиссаржевская, Л.Собинов. В 1908 году появилось новое здание театра.

       В январе 1918 года в Городском саду были похоронены в братской могиле красногвардейцы, павшие в борьбе за установление Советской власти в Ялте. Сейчас у входа в сад стоит памятный камень, напоминающий об этом событии.

       Весной 1919 года в Городском саду работал на должности садовника Даниил Кириллович Манденко (род. 11.09.1890), его помощником – Иван Семенович Середов (род. 1.08.1897). В их подчинении трудились 10 садовых рабочих и 4 сторожа, правда, это был весь садовый штат Ялты в то время, и в сферу их обслуживания входили и другие улицы города [16].

       Конечно, новые власти ревностным отношением к природе не отличались, да и некогда было. В Горсаду вместо кино и духовых оркестров стали привычными упражнения по военному строю, что вызывало тревогу садовника: «В виду начала в городском саду обучения членов партии военному строю прошу принять меры к тому, чтобы сад не пострадал от обучения» [17].

       С окончательным установлением Советской власти в саду произошли кардинальные изменения: снесен декоративный забор, открыт бесплатный вход.

       Постепенно курортная жизнь в Ялте стала входить в свою обычную колею. Теперь главными отдыхающими были не буржуа и негоцианты, а партийные бонзы, чиновники аппарата министерств и ведомств, армейские высшие чины. Иногда, конечно, здесь бывали крестьяне и рабочие, но «диким» способом они не приезжали, поскольку денег на гостиницы у них не было. Как правило, это были отдыхающие первых пролетарских и крестьянских санаториев (бывших дворянских и царских имений).

       До войны Городской сад по-прежнему оставался единственным общественным сквером на Набережной Ялты, поскольку ни Приморского парка, ни скверов Ленина, Калинина, Некрасова тогда еще не было. По сведениям газеты «Сталинское Знамя», перед войной в саду насчитывалось 200 различных видов местной и средиземноморской флоры [18].

1931_13_yalta.jpg
Набережная Ялты в районе Городского сада. Фото 1931 г.



      В 1931 году в Ялте побывал американский фотограф Бренсон де Коу, сделавший несколько цветных снимков. Коллекция фотографий, сделанных в ходе поездки фотографа в Советский Союз, хранится сегодня в библиотеке города Санта-Круз (США). На одной из них запечатлен фрагмент Ялтинской набережной у Городского сада.
       К сожалению, фотографирование до войны было не развито, в основном по причине того, что на фотоработы требовалось особое разрешение НКВД. Тем не менее несколько старых довоенных снимков нам удалось раздобыть.

1940-e.jpg
Городской сад Ялты. Фото 1940-х гг.


1940-e_1.jpg
Городской сад Ялты. Фото 1940-х гг.



       С первых дней освобождения Крыма в апреле 1944 года начались восстановительные работы по всему городу, причем к озеленению главной улицы Ялты приступили практически на следующий день. Питомники и озеленительные организации получили задание в кратчайшие сроки превратить Набережную в цветущий сад. Сделать это было чрезвычайно трудно, поскольку зеленое хозяйство было разорено. Эскиз оформления нового Городского сада был заказан архитектору Н.М.Кочеткову [19]. Отдел коммунального хозяйства города установил новые скамейки для отдыха.

       Уже весной 1945 года была спроектирована новая «раковина для эстрадных, оперно-драматических, балетных выступлений и симфонических концертов» [20]. Зрительный зал рассчитан на 1500 мест.

       Постепенно Городской сад стал преображаться и возвращать свой первоначальный облик. Почти каждое воскресенье выходили на работы в сад коллективы городских учреждений и организаций. Люди убирали мусор, вскапывали клумбы и куртины, приводили в порядок дорожки и аллеи. Особую сложность представляли работы по разбору руин бывшей гостиницы «Франция». Здесь было решено также посадить деревья и кустарники, расширив тем самым площадь Городского сада.

       13 мая 1945 года, в годовщину освобождения Крыма от немецких захватчиков, в Городском саду состоялось большое массовое гуляние. Кружки самодеятельности давали концерт, были устроены аттракционы с призами, массовые игры и танцы под баян. Газета того времени писала: «В разных уголках сада играли в мяч, пели песни, происходили импровизированные выступления членов кружков самодеятельности. Непринужденное веселье царило в саду, украшенном флагами и лозунгами. Когда стемнело, на площадке около гортеатра была показана кинокартина «Музыкальная история»» [21].

       В июне почему-то решили восстановить ограду со стороны Набережной, для чего привлекли силы «Дорстройконторы», которую обязали, согласно плану городского архитектора, установить «новые художественно оформленные входные ворота со скульптурами львов» [22]. В августе ограда была готова, а в октябре начали посадку новых деревьев и кустарников. До Нового года силами работников «Зеленстроя» успели высадить 1290 экземпляров растений [23].

       В 1949 году в саду при помощи ковровых растений выложен портрет Сталина. Автором этого цветочного шедевра была садовник Зелентреста З.И.Казанцева. К слову, такие ковровые цветники с портретами и партийными лозунгами на рубеже 40–50-х годов стали нормой не только для Ялты, но для всех городских парков Советского Союза. В этом же году городская библиотека организовала здесь летнюю читальню. За первую декаду августа библиотека обслужила 800 человек. Воодушевленный успехом, сотрудник библиотеки М.Богдан, предлагал на следующий год оборудовать специальный павильон для чтения [24].

       В апреле 1951 года перед главным входом в сад, со стороны Набережной, установили памятник И.Сталину. С этой целью разобрали новую ограду.

kopiya_scan_4.jpg
Памятник И.Сталину у вход в Горсад. Фото 1951 г.



       Здесь же, у памятника в марте 1953 года состоялся траурный митинг, посвященный его кончине, а затем памятник демонтировали.

kopiya_p1630039.jpg
Траурный митинг в Ялте у памятника Сталину. Фото 1953 г.



       В 1955 году осенью в Городском саду впервые состоялась выставка хризантем. Никитский сад представил коллекцию сортов, завезенных в Крым из Китая в 1953 году, а также два новых сорта собственной селекции – «Солнечный диск» и «Зарево». Цветоводческое хозяйство «Артека» выложили из из ковровых цветов пионерский значок. Участвовали ялтинские озеленители в лице «Курортзеленстроя» и «Горзеленхоза», из здравниц был представлен лишь санаторий «Орлиное гнездо» [25]. Такие выставки цветов происходили почти ежегодно, весной и осенью. Место экспозиции менялось: иногда это происходило в Городском саду, иногда в Пионерском парке, иногда в Приморском парке.

       К середине 1950-х годов общий вид Городского сада вновь представлял собой главную аллею, перпендикулярную Набережной и ул. Чехова, обсаженную с обеих сторон деревьями и кустарниками. Слева от входа находился круглый бассейн с фонтаном, по кругу росли платаны. Справа в глубине сада в 1959 году начали строить новый летний театр на 2000 мест.

1964.jpg
Бассейн в Горсаду. Фото 1964 г.


1960.jpg
Летняя эстрада в Горсаду. Фото 1960 г.



       В 1967 году страна праздновала 50-летие Октября. У входа в Сад, на том же месте, где стоял когда-то памятник Сталину, установили стелу, сооруженную в честь «активных участников борьбы за установление Советской власти на Южном берегу Крыма в 1917-1920 годах». Однако она простояла недолго.

1967.jpg
Мемориальная стела памяти первых революционеров. Фото из газеты
«Советский Крым». 1967 г.


1968.jpg
Мемориальная стела памяти первых революционеров. Фото из газеты
«Советский Крым». 1967 г.


1980.jpg
Театр им. А.П.Чехова в Горсаду. Открытка 1980 г.



       Следующее десятилетие ознаменовано бурным ростом цветоводства в Ялте, особенно большое внимание уделялось розам. Впрочем, они всегда росли в Саду, но в 1970-е годы цветоводческие хозяйства предлагали такой широкий выбор сортов, что их высаживали целыми массивами практически везде, где только можно. Отчасти это связано с активной селекционной работой в Никитском ботаническом саду, которую возглавляла Вера Николаевна Клименко, а впоследствии ее дочь Зинаида Константиновна.

1970-e.jpg
Розы в Горсаду. Фото 1980-х гг. Из личной коллекции Н.И.Веревочкиной


1957_0.jpg
Розы в Горсаду. 1957 г. Фото Г.А.Осипова



       В начале 1970-х в Ялте остро встал вопрос о необходимости нового концертного зала. Первоначально его возведение планировалось на месте колхозного рынка, но в 1973 году он был построен в восточной части Городского сада, а в 1984-1988 годах проведена реконструкция летнего концертного зала. Ее окончание совпало с празднованием 150-летия Ялты, потому киноконцертный зал получил название «Юбилейный».

       Капитальная перепланировка Набережной в 2003-2004 годах вновь изменила облик Сада. Вместо круглого бассейна с фонтаном появился квадратный, несколько кафе и ресторанов заслонили панораму открытого зеленого пространства, выходящего на Набережную. Однако, несмотря на уменьшающие год от года размеры Сада, он по-прежнему любим жителями и гостями города. Каждую весну здесь цветут декоративные сливы, форзиция, магнолии Суланжа, каштаны, а высокие кипарисы охраняют покой этого места, которому в 2013 году исполнилось ровно 150 лет. Площадь зеленых насаждений Сада сегодня составляет 1,8 га.

p1460423.jpg
Цветущая форзиция в Городском саду. Фото 2013 г.


p1460418.jpg
Сливы, кедры и кипарис в Городском саду. Фото 2013 г.


p1460444.jpg
Цветение плодовых деревьев в Городском саду. Фото 2013 г.



       Прогуляемся немного по саду, рассмотрим вблизи интересные растения, здания, планировку. Итак, мы уже говорили о новом фонтане. Это первое, что бросается в глаза при знакомстве с Городским садом. Наверное, с точки зрения современной архитектуры, он выглядит более интересно, чем бывший круглый типовой бассейн. Фонтан хорошо смотреть рано утром, при восходящем солнце.

p1770885.jpg
Фонтан у входа в Городской сад. Фото 2013 г.


p1770887.jpg
Струи фонтана у входа в Городской сад. Фото 2013 г.



       С западной стороны от фонтана есть несколько любопытных растений и композиций. Чудесный гибискус, слива Писсарда, юкки, клумбы с розами, бамбуковая роща, пальма веерная, олеандр создают непередаваемую атмосферу юга. Дополняет этот уютный уголок небольшая кофейня, где можно за чашкой кофе полюбоваться восходом солнца.

p1770848.jpg
Гибискус сирийский в Городском саду. Фото 2013 г.


p1770849.jpg
Юкки в Городском саду. Фото 2013 г.


p1770861.jpg
Слива Писсарда в Городском саду. Фото 2013 г.



       Украшением этого участка являются великолепная старая глициния и сохранившиеся платаны, которые некогда окружали старый бассейн. У платанов – мемориальный камень с табличкой.

p1770892.jpg
Платаны и мемориальный камень у входа в Горсад. Фото 2013 г.


p1770857.jpg
Глициния в Городском саду. Фото 2013 г.



       Прогуливаясь вдоль западной границы сада, можем увидеть аукубу японскую, каштаны, старый куст тиса ягодного, подстриженного в виде летающей тарелки.

p1770900.jpg
Тис ягодный в Городском саду у театра А.П.Чехова. Фото 2013 г.


p1770904.jpg
Листья аукубы японской



       Несколько слов о вечнозеленом растении аукуба японская. На родине аукубы этот кустарник достигает 4-5 метров в высоту и называется из-за мелких желтых крапинок на листьях «золотым деревом». В Юго-Восточной Азии кулинарным изыском богатых слоев населения являлось копчение маленьких кусочков мяса в дыме ветвей аукубы на специальных бронзовых жаровнях за праздничной трапезой, что придавало мясу пикантный привкус. Европейцы, узнав растение, окрестили его за это «колбасным деревом», и в Германии практически все колбасные лавки были тотчас же украшены аукубой [26]. В озеленении улиц Ялты в 1970-80-е годы аукуба японская применялась очень широко, так как обладает теневыносливостью и стойкостью к загазованности. На рубеже XIX-XX столетий считалось, что аукуба выделяет фитонциды, поражающие туберкулезную палочку. Сегодня этот факт не доказан, но другие лечебные свойства растения изучены достаточно хорошо. В японской народной медицине используются плоды и листья аукубы. Измельченные листья прикладывают к месту поражения ожогом (жидкостями или огнем), а также к различным опухолям; измельченные плоды в повязках - к поверхностным ранам.

       Далее, по западной границе Сада расположился театр им. А.П.Чехова, а с тыльной стороны от него – небольшой домик старых времен.

p1770924.jpg
Театр им. А.П.Чехова. Фото 2013 г.


p1770928.jpg
Домик с тыльной стороны театра. Фото 2013 г.



       Городской сад, несмотря на свой маленький размер, изобилует скульптурами и разными современными диковинами. Звездная аллея приведет вас к памятнику в густых зарослях - скульптуре «Орфей» работы А.А.Звягина, а перед концертным залом «Юбилейный» установлено 4 гротескных памятника советским юмористам. Обратите внимание на фонарные столбы.

p1770913.jpg
Фонарный столб в Городском саду у концертного зала «Юбилейный». 2013 г.


p1770919.jpg
Скульптуры в честь советских юмористов, выступавших в концертном
зале «Юбилейный». Фото 2013 г.



       Очень советуем пройти до северной границы Горсада, до улицы Чехова, а затем осмотреть сад по периметру. При внимательном изучении можно увидеть одну из самых старых глициний Южного берега Крыма, заглянуть в старые ялтинские дворики, где еще сохранились элементы эпохи модерна.

p1770930.jpg
Фрагмент здания со стороны улицы Чехова. Фото 2013 г.


p1770936.jpg
Старая глициния в Городском саду. 2013 г.


p1460434.jpg
Элементы стиля «модерн» на жилом здании в Городском саду. 2013 г.


p1460455.jpg
Элементы стиля «модерн» на жилом здании в Городском саду. 2013 г.



       Разумеется, главный киноконцертный зал, хоть и выглядит уродливым монстром на фоне старины начала прошлого века, имеет свою прелесть.

p1770949.jpg
Киноконцертный зал «Юбилейный». Фото 2013 г.


p1770907.jpg
Киноконцертный зал «Юбилейный». Фото 2013 г.



       Обойдя «Юбилейный» с обратной стороны, можно оценить, насколько сад уменьшился в годы бурного строительства. Гостиница «Франция» теперь вовсе не гостиница, а ровные посадки сосен лишь слегка напоминают границу Сада со стороны Набережной.


p1770818.jpg


p1770819.jpg

Источники:

1. Иванова Л.М. Хроника создания городского сада в Ялте (1882-1902). // IX Дмитриевские чтения (25-26 марта 2004 г.). История Южного берега Крыма.
Сборник научных трудов. - Ялта, 2004.
2. ГААРК - Ф. 522, оп. 1, ед. хр. 395, л. 4.
3. Иванова Л.М. Указ. соч.
4. ГААРК - Ф. 522, оп. 1, ед. хр. 395, л. 5. – Цит. по Иванова Л.М. Указ. соч.
5. Иванова Л.М. Указ. соч.
6. ГААРК - Ф. 522, оп. 1, ед. хр. 427, л. 5. – Цит. по Иванова Л.М. Указ. соч.
7. ГААРК - Ф. 522, оп. 1, ед. хр. 496, л. 44.
8. Сосногорова М.А., Караулов Г.Э., Вернер К.А., Головкинский Н.А. Путеводитель по Крыму – К.: Издательский дом «Стилос», 2010. – С. 232.
8. ГААРК. - Ф. 522, оп. 1, ед. хр. 891, л. 21.
10. ГААРК. - Ф. 522, оп. 1, ед. хр. 992, л. 47, 51, 80. 136. – Цит. по Иванова Л.М. Указ. соч.
11. ГААРК - Ф. 522, оп. 1, ед. хр. 496, л. 130.
12. ГААРК - Ф. 522, оп. 1, ед. хр. 496, л. 4.
13. ГААРК - Ф. 78, оп. 1, ед. хр. 99, л. б/н.
14. Москвич Г. Путеводитель по Крыму. 15-е изд. – 1906.
15. Путеводитель Ялта в кармане.
16. ГААРК. – Ф. Р-2467, оп. 1, ед. хр. 20, л. 30.
17. ГААРК. – Ф. Р-2467, оп. 1, ед. хр. 3, л. 44.
18 Газета «Сталинское Знамя», 21 апреля 1945 г., № 72 (851).
19. Газета «Сталинское Знамя», 16 марта 1945 г., № 46 (825).
20. Газета «Сталинское Знамя», 2 марта 1945 г., № 36 (815).
21. Газета «Сталинское Знамя», 13 мая 1945 г., № 87 (866).
22. Газета «Сталинское Знамя», 17 июня 1945 г., № 112 (891).
23. Газета «Сталинское Знамя», 19 октября 1945 г., № 200 (979).
24. Газета «Сталинское Знамя», 28 августа 1949 г., № 169 (1970).
25. «Курортная газета», 1 ноября 1955 г., № 216 (3571).
26. Галушко Р.В., Денисова О.С., Гордеев В.Н. Экзоты Никитского ботанического сада. - Ялта: ГНБС, 1999. - С. 21.