'Ольга Чехова' и 'Людмила Белоусова'
В 1981 году весь мир отмечал 100-летие со дня рождения великой русской балерины Анны Павловой. В этом же году появилась и роза в ее честь – ‘Anna Pavlova’ (HT, Peter Beales, 1981). Сорт выведен английским селекционером Питером Билсом и относится к чайно-гибридной группе. Цветы бледно-розовые, полные (26-40 лепестков), старинной формы. Высота куста 100-120 см, диаметр – до 90 см. На конкурсе роз в Генуе в 1986 году сорт удостоился серебряной медали.
Начнем со строк Светланы Макаренко, исследовавшей творчество Павловой:
«О подлинной жизни ее известно мало. Она сама написала прекрасную книгу, но книга эта больше касалась трепетных и ярких секретов ее искусства, в котором было много импровизации, чем самой ее биографии. Ее муж и импресарио Виктор Дандре тоже написал о ней прекрасную и выразительную книгу, где трепетал отблеск живого чувства и боль сердца, ошеломленного внезапной потерей дорогого и любимого существа. Но и эта книга – лишь малый штрих к тому загадочному, что было, сверкало, переливалось в Анне Павловой, что было самою ее сутью, ее дыханием, - Вдохновение, что жило во всей ее творческой натуре!» (1).
Родилась Анна Павлова в 1881 году в Петербурге. В десять лет она поступила на балетное отделение Петербургского театрального училища, закончила его в 1899 году и была принята в труппу кордебалета Императорского балета Мариинского театра. В 1900 г. в «Пробуждении Флоры» она получила партию Флоры (в роли Аполлона выступал Фокин). Потом ответственные роли стали следовать одна за другой, и каждую из них Павлова наполняла особым смыслом. Оставаясь всецело в рамках классической школы, она умела быть поразительно оригинальна и, исполняя старые обыкновенные танцы, превращала их в подлинные шедевры.
Вскоре Анна Павлова становится второй, а затем и первой солисткой. В 1902 году Павлова создала совершенно новый образ Никии в «Баядерке», истолковав его в плане высокой трагедии духа. Эта трактовка изменила сценическую жизнь спектакля. То же самое произошло и с образом Жизели. Индивидуальность балерины, стиль ее танца, парящий прыжок натолкнули ее партнера, будущего знаменитого хореографа М. М. Фокина на создание «Шопенианы» на музыку Ф. Шопена (1907). Это — стилизации в духе изящной ожившей гравюры эпохи романтизма.
С 1908 года Анна Павлова начала гастролировать за рубежом. В 1907 году она дебютировала в Стокгольме. После одного из представлений до самого отеля за экипажем Павловой молча шла толпа зрителей. Люди не аплодировали, не переговаривались, не желая нарушать отдыха артистки. Никто не ушел и тогда, когда балерина скрылась в отеле. Павлова недоумевала, как ей поступить, пока горничная не подсказала, что нужно выйти на балкон – поблагодарить. Анну встретили бурей рукоплесканий. Она только кланялась. А потом бросилась в комнату, вытащила корзину, подаренную в тот вечер, и стала бросать в толпу цветы: розы, лилии, фиалки, сирень.
Естественным для Павловой было попробовать ставить самой. Для своего дебюта Павлова выбрала «Ночь» Рубинштейна. Она появилась в белом длинном хитоне с цветами в руках и волосах. Глаза ее загорались, когда она протягивала кому-то свой букет. Гибкие руки то страстно взывали, то пугливо отстранялись. Все вместе превращалось в монолог о безумной страсти. Следующими номерами были «Стрекоза» Ф. Крейслера, «Бабочка» Р. Дриго, «Калифорнийский мак».
В 1910 году Анна Павлова ушла из Мариинского театра, создав собственную труппу. Павлова включила в гастрольный репертуар балеты Чайковского и Глазунова, «Тщетную предосторожность», «Жизель», «Коппелию», «Пахиту», интересные концертные номера. Балерина знакомила всех любителей балета с русским искусством. В труппе работали русские балетмейстеры и преимущественно русские танцовщики. Со своей труппой Павлова с триумфальным успехом гастролировала во многих странах мира. Она первой открыла русский балет для Америки, где впервые балетные спектакли стали давать полные сборы.
Для Павловой Фокин сочинил знаменитого «Умирающего лебедя» на музыку К. Сен-Санса. Когда Сен-Санс увидел Павлову в «Лебеде», он добился встречи с ней, чтобы сказать: «Мадам, благодаря вам я понял, что написал прекрасную музыку!». Эта небольшая хореографическая композиция стала ее коронным номером. Исполняла она его, по мнению современников, совершенно гениально. На сцену, огромную или маленькую, спускался луч прожектора и следовал за исполнительницей. Спиной к публике на пуантах появлялась фигурка, одетая в лебяжий пух. Она металась в замысловатых зигзагах предсмертной агонии и не спускалась с пуантов до конца номера. Силы ее ослабевали, она отходила от жизни и покидала ее в бессмертной позе, лирически изображающей обреченность, сдачу победителю – смерти.
В 1912 году Павлова купила в Англии дом «Айви-Хауз». Вместе с мужем В.Дандре (он же был продюсером и администратором труппы) она устроила в своем доме студию, где обучала английских детей балетному искусству. В своем английском поместье Павлова увлеклась садом. Она всегда трогательно любила природу. Бывая на гастролях в разных частях света, непременно привозила цветы, семена, даже маленькие деревца. И высаживала их в своем саду почти каждую весну, немного изменяя направление дорожек, расположение клумб и лужаек. Цветы, правда, в лондонском климате хирели. Но Павлова упорно заменяла их новыми.
Сад отнимал достаточно времени и сил, но зато и радость была несравненная. Когда Павлова жила в Лондоне, как бы поздно ни возвращалась она из театра, обязательно проходила в сад, любовалась им, замечала малейший непорядок. Она ласково разговаривала с цветами, деревьями, веря, что они по-своему понимают ее. В редкие часы отдыха Павлова охотно лежала в гамаке и наблюдала, как птицы весело купались в фонтане, как распускали свои лепестки под лучами утреннего солнца яркие маки.
Большая терраса выходила на пруд. Там плавали лебеди, и среди них ее любимец – белоснежный и гордый красавец Джек, который, как собака, ходил за ней по саду, не боясь брать их рук лакомство.
Павлова связала свою жизнь с Виктором Дандре, одним из самых способных импресарио своего времени, который впервые понял могущество прессы. Он постоянно устраивал пресс-конференции, приглашал фоторепортеров и газетчиков на выступления Павловой, давал многочисленные интервью, связанные с ее жизнью и творчеством. Например, прекрасно обыгрывал сюжеты, навеянные романтическим образом «Лебедя». Сохранилось множество фотографий, запечатлевших Анну Павлову на берегу озера, по зеркальной глади которого скользят прекрасные белоснежные птицы.
Павлова обожала Дандре. Она никогда не любила его обыкновенной человеческой любовью, а именно, обожала, и это было музыкой для них обоих. Как капризный ребенок Анна придиралась к Виктору, доводила его до слез и отчаяния. Потом сама впадала в истерику и валялась перед закрытой дверью его кабинета, умоляя впустить ее. Добившись прощения, она начинала новую сцену.
Жизнь Виктора Дандре рядом с Павловой представляла подвиг самопожертвования. Взяв абсолютно все заботы на себя, он обеспечивал ей, что называется райскую жизнь. Он был не только хозяином всего театрального предприятия, но и «экономом» в огромном доме, следившим за тем, чтобы все желания его любимой Анны были выполнены. Время от времени Анна резюмировала: «Подходящий муж для жены – это то же, что музыка для танца».
Многие миниатюры Анны Павловой были созданы под воздействием танцев народов мира, которыми она интересовалась во время многочисленных путешествий. Эта хрупкая на вид женщина была неутомима.
Павлова поставила для себя несколько импрессионистических бесхитростных номеров, которые производили огромное впечатление только в ее проникновенном и элегантном исполнении («Калифорнийский мак», «Хризантема», «Осенние листья», «Японская бабочка», «Умирающая роза» и др.). Названия хореографических миниатюр говорят сами за себя.
Поскольку наша главная тема – розы, упомянем одноактный балет «Видение розы» («Spectre de la Rose») на музыку К.М.Вебера. В основу сюжета положены две начальные строки стихотворения Теофила Готье «Я – дух розы, которую ты носила вчера на балу…». Постановщик спектакля Михаил Фокин был пленен этими строками, а музыка Карла Вебера «Приглашение к танцу», оркестрованная Г. Берлиозом, помогла знаменитому хореографу создать образную пластическую форму своего балета. Танец Девушки в спектакле – это дух. Это - мечта. Это аромат розы, ласка ее нежных лепестков и многое другое, для чего не найти определяющих слов. Особенно поражала зрителей техника рук: руки в балете живут, говорят, поют, а не исполняют «позиции».
Павлова была чрезвычайно суеверной. Она истово подмечала приметы: боялась грозы, встречи со священником, пустых ведер, черных котов. То, что для других было пустяком, для нее превращалось в какой-то особый, тайный знак. Однажды в гостях, заглядевшись на огромный куст чайных роз, она сказала: «Вот, когда этот куст умрет, и я умру. Это так. Я точно знаю».
Анну не раз убеждали поехать в отпуск, отдохнуть. «Что вы – лепетала она. – Я должна работать. У меня на руках труппа. Если я не имею времени жить, то уж умирать я должна на ходу, на ногах».
В январе 1931 года знаменитая балерина прибыла на гастроли Нидерланды, где ее хорошо знали и любили. Судя по всему, артистка сильно простудилась во время поездки поездом по зимней Франции. Легкий насморк она перенесла на ногах, затем – воспаление легких, перешедшее в плеврит. Странно, но слова Анны Павловой по поводу куста роз оказались пророческими. Когда она заболела, цветы покрылись ржавыми пятнами и погибли в несколько дней. Через три дня, не дожив восьми дней до своего 50-летия, умерла и великая русская балерина.
Анна Павлова не имела громких званий, не оставила ни последователей, ни школы. После ее смерти была распущена ее труппа, распродано имущество. Осталась только легенда о великой русской балерине Анне Павловой, именем которой названы призы и международные премии. Ей посвящены художественные и документальные фильмы. Французский балетмейстер Р. Пети поставил балет «Моя Павлова». Номера ее репертуара танцуют ведущие балерины мира. А павловский «Умирающий лебедь» увековечен в исполнении Галины Улановой, Ивет Шовире, Майи Плисецкой.
И снова пойдет речь о балете. О балете и кино. Роза ‘Zorina’ создана в США в 1963 году Юджином Бэрнером в честь американской танцовщицы и актрисы Веры Зориной, жены Джорджа Баланчина.
Сорт имеет мелкие цветы (4-7 см) оранжевого колера с сильным ароматом, относится к группе Флорибунда. Материнские сорта - ‘Pinocchio’ и ‘Spartan’. Синоним – ‘Rozorina’. В 1964 году сорт удостоен золотой медали на конкурсе в Риме. Несмотря на то, что роза имеется во многих розариях-музеях, как в Америке, так и в Европе, этот сорт почти не известен садоводам, поскольку никогда не имел коммерческого успеха. Вместе с тем, такое свойство сорта как очень долгое цветение, позволило использовать немецкому селекционеру Кордесу сорт ‘Zorina’ в качестве родительского гибрида при создании новых вариаций. При этом выяснилось, что ‘Zorina’ гораздо лучше себя проявляет в оранжереях и зимних садах, чем на открытом воздухе.
Вера Зорина – это сценический псевдоним Евы Бригитты Хартвиг, которая, оказавшись в балетной труппе «Русский балет Монте-Карло» в 1933 году, вынуждена была сменить свое немецкое имя на что-то русское и экзотическое. Вера выучила русский язык и три года провела с известной балетной компанией, появляясь на самых разных площадках, начиная с Королевского театра в Ковент-Гардене в Лондоне и заканчивая музыкальным театром Метрополитен-опера в Линкольн-центре в Нью-Йорке.
Ева Бригитта Хартвиг родилась 2 января 1917 года в Берлине. Дочка немца Фрица и норвежки Билли Хартвиг начала обучаться балету с двух лет, а к четырем годам уже выступала. Она получила образование в берлинском лицее для девочек, но танец познавала под началом Ольги Преображенской и Николая Легата. Ее последними учителями были Анна Павлова и Вацлав Нижинский.
Когда вундеркинду танца исполнилось 12 лет, ее представили Максу Рейнхардту, который выделил для нее место в ансамбле актеров шекспировской комедии «Сон в летнюю ночь» (1929) и постановке «Сказки Гофмана» (1931).
В 1937 году балерина получила ведущую роль в фильме «On Your Toes» («На цыпочках»), где она играла роль танцовщицы Веры Барновой. Фильм поставлен в жанре детектива-мюзикла, и в нем впервые использованы сцены классического балета. Хореографию поставил Джордж Баланчин.
Вскоре ее заметил известный американский режиссер и продюсер Сэмюэл Голдвин и предложил оформить контракт на семь лет. Первый американский фильм-мюзикл с ее участием – «Goldwyn Follies» («Безумства Голдвина», 1938). В фильме звучит музыка Джорджа Гершвина, что сделало фильм необычайно популярным. В сюжет вставлен балетный номер «Водяная нимфа» в постановке Баланчина. В этом же году состоялась свадьба Баланчина и Веры Зориной.
Джордж Баланчин (при рождении Георгий Баланчивадзе), участник труппы Государственного театра оперы и балета, оказавшись в 1924 году в Париже после гастролей в Германии, получил приглашение от Сергея Дягилева на место хореографа в Русском балете. Вскоре Баланчин стал балетмейстером Русского балета, и в течение 1924-1929 годов (до кончины Дягилева) поставил девять крупных балетов и ряд небольших отдельных номеров. Серьезная травма колена не позволила ему продолжать карьеру танцовщика, и он полностью переключился на хореографию.
После смерти Дягилева Русский балет начал распадаться, и Баланчин покинул его. В октябре 1933 года он переехал в США, где сразу же открыл балетную школу. В 1935 году Баланчин основывает профессиональную труппу - «Американский балет», который танцевал сначала в Метрополитен-опера, затем гастролировал как самостоятельный коллектив.
Итак, 1938-й год. Вере 20 лет, она сыграла уже главные роли в двух фильмах, вышла замуж за Баланчина и подписала контракт с голливудской компанией Метро-Голдвин-Майер на 7 лет. Это был невероятный успех! Каждый следующий год – новый фильм: «Я была авантюристкой» (1940), «Луизианская покупка» (1941), «Звездно-полосатый ритм» (1942), «Следуя за парнями» (1944). Она произвела большое впечатление на Бродвее как участница постановки «Я женился на ангеле».
В 1946 году она снимается в фильме «Lover Come Back», и на этом ее контракт заканчивается. В этом же году она развелась с Баланчиным и тут же вышла замуж за президента компании «Columiba Records» Годдарда Либерсона.
В 1948 году Вера Зорина получила главную роль в драме «Жанна Д’Арк на костре» на музыку Артура Онеггера, где она выступала в роли рассказчика. Впоследствии подобные роли она исполняла не раз в других постановках. Часто такие концерты устраивались для слепых. Ее мелодичный голос и легкий приятный акцент в сочетании со страстной манерой чтения завораживал слушателей, причем она читала на нескольких языках. Она также работала музыкальным консультантом и продюсером при записи музыкальных альбомов в компании супруга, главным образом при записи танцевальной музыки.
В 1970-х годах Зорина стала директором Норвежской Оперы в Осло. Одновременно она возглавляла некоторые постановки в оперном театре в Санта-Фе (США): «Мадам Баттерфляй» Пуччини, «Диалоги кармелиток» Пуленка и «Дафна» Рихарда Штрауса.
В 1977 году скончался муж, Годдард Либерсон, а в апреле 2003 года в Санта-Фе умерла и Вера Зорина. До самой своей кончины Зорина оставалась почетным директором оперы Санта-Фе.
Любопытно, что роза ‘Zorina’ была очень популярна в Ялте в 1970-1980-х годах. В эти годы на Южном берегу Крыма проводилась компания повсеместного озеленения городов и поселков, и розу ‘Zorina’ можно было встретить практически в каждом парке и сквере. Сегодня, к сожалению, роза почти нигде не сохранилась. Впрочем, в Крыму с того времени многое не сохранилось…
Чайно-гибридная роза ‘Olga Tschechowa’ создана в 1978 году шотландским селекционером Анной Коккер. Сорт имеет очень крупные светло-желтые цветы с необычайно сильным ароматом. Высота куста – до 1 метра.
Анна Коккер – известная женщина-садовод в мире профессионалов и любителей роз. Семейное предприятие было основано еще в 1841 году Джеймсом Коккером в городке Абердин на севере Великобритании. Питомник содержал поначалу в основном лесные и травянистые растения для продажи. Увеличение спроса на саженцы требовало постоянного роста площадей под посадки, и, переезжая с места на место, потомки Джеймса в конце концов приобрели ферму Уайтмирес, где и сегодня располагается предприятие.
В 1964 году на семейном совете было принято решение специализироваться на выращивании и селекции роз. За несколько лет компания выпустила более сотни новых сортов, а такие как ‘Silver Jubilee’, ‘Alec's Red’, ‘Glenfiddich’, ‘Remember Me’, ‘Gordon's College’ были признаны лучшими на международных конкурсах роз в Белфасте, Глазго, Гааге, Новой Зеландии. В 1976 году в знак «признания качества и достижения высоких стандартов» предприятие «Коккер и сыновья» было удостоено чести поставщика роз ко двору королевы Елизаветы II.
Роза ‘Olga Tschechowa’ выпущена к 80-летнему юбилею актрисы.
Сегодня, наверное, нет в мире культуры человека, который не слышал имя Ольги Чеховой. В 1971 году в ФРГ знаменитая кинозвезда гитлеровской Германии, любимица Гитлера, Ольга Чехова опубликовала воспоминания, которые она назвала назвала «Мои часы идут иначе». В предисловии к русскому изданию Виталий Вульф пишет:
«…Реальная история жизни Ольги Чеховой полна тайн, в мемуарах они едва намечены, и постичь секреты ее биографии по ним очень трудно. Немцы боготворили свою "звезду". Ольга Чехова - это слава, обольстительная красота, баснословные гонорары. Женщина-вамп, умевшая разбередить мужскую тоску. Гитлер обожал ленты с ее участием. Она снималась в роскошных немецких боевиках, пустых и сентиментальных. Ее фантастическая красота, воля и ум позволяли ей соединять на экране культуру манекенщиц и культуру аристократок, которых она изображала… И никто не догадывался о том, что Ольга Чехова была сверхсекретным агентом НКВД» (2).
Ольга Константиновна Чехова родилась 13 апреля 1897 года в Александрополе (ныне Ленинакан) в дворянской семье обрусевшего немца - инженера путей сообщения Константина Леонардовича Книппера, родного брата прославленной актрисы Художественного театра Ольги Книппер-Чеховой.
У Ольги с детства были два родных языка - русский и немецкий. Владела она также французским и итальянским. До 17 лет жила с родителями то на Кавказе, то в Петрограде. В канун Первой мировой войны ее направили в Москву к любимой «тете Оле». Там и увидел юную красавицу Михаил Чехов, племянник писателя, тогда актер знаменитого Художественного театра. Вспыхнувший роман развивался бурно и вскоре завершился тайным венчанием молодых в деревенской церквушке под Москвой. В этом браке родилась дочь, при крещении ей дали имя Ольга, но вскоре все стали ее называть Ада. В декабре 1917 года брак Чеховых распался. Снова обратимся к В.Вульфу:
«Годы жизни с Михаилом Чеховым дали Ольге Константиновне очень много: она дружила с сыном Станиславского, с сыном Качалова, вращалась в среде Художественного театра, к ней с интересом относились прославленные мхатовские актеры, Станиславский, Немирович-Данченко, Суллержицкий. Она знала Горького и Вахтангова, Добужинского и Балиева, создателя театра «Летучая мышь», часто бывала на спектаклях Художественного театра и Первой студии и очень хорошо понимала, как окружающие ценят великий талант ее мужа и ее любимой тети, которую она почитала всю свою жизнь. С юных лет она впитывала в себя воздух дома Ольги Леонардовны, атмосферу внутри Художественного театра, тот творческий заряд, с которым ей уже никогда больше не придется встретиться» (3).
От Михаила Чехова Ольга ушла с Фридрихом Яроши, бывшим австро-венгерским военным, красавцем-обольстителем и авантюристом. Вышла за него замуж, и в январе 1921 года уехала с ним в Германию. В Берлине Ольга Константиновна, вскоре расставшись со вторым мужем, начала с нуля. Настойчивость и целеустремленность, красивое, бесстрастное, непроницаемое лицо, таящее в себе постоянную загадку, редкая трудоспособность сотворили чудо. В «маленьких театриках» и на большой сцене она играла по-немецки русские пьесы.
Но настоящая известность пришла к ней в кино: «Маскарад», «Ханнерль и ее любовник», «Красивые орхидеи». Знаменитый в свое время фильм «Мулен Руж» (1929) с Ольгой Чеховой в главной роли обошел экраны мира.
С каждым годом Ольга снималась все больше и больше. В центре Берлина у нее была шикарная квартира, дочь воспитывала няня-англичанка. За два года перед войной Чехова снялась в 18 фильмах (а всего – в 145). С приходом Гитлера к власти Ольга Чехова становится «звездой» первой величины. Геббельс ее не любил, но для нее это не имело никакого значения. Ее любил Гитлер, он даже пожаловал ей почетное звание «Государственная актриса рейха».
Именно Чехова, а не Ева Браун сопровождала Гитлера на всех светских мероприятиях. Фюрер любил по утрам наведываться к Ольге на чашку чая, ласково называл ее «наша Олли», не настаивал, чтобы Чехова сменила свою славянскую фамилию, а когда немцы захватили Крым, то исполнил ее маленький каприз: отдал приказ не бомбить и не грабить родовой дом Чеховых в Ялте. В начале 1945-го, когда Третий рейх уже бился в агонии, Гиммлер задумал ликвидировать Чехову, но получил от Гитлера нагоняй – Государственная актриса была неприкасаемой.
С Евой же Ольга дружила чисто по-женски: они много времени проводили вместе и болтали о всяких пустяках. Другой своей лучшей подругой Ольга считала Эмму Зоннеманн, жену Геринга.
А вот кого Чехова ненавидела и открыто презирала, так это Геббельса. Как и многие власть предержащие, он пытался ухаживать за Ольгой, но делал это грубо, а получив очередной отказ, закатывал истерики и исподтишка стоил актрисе козни. Выискав у нового мужа Чеховой, кинорежиссера Карла Вольфа, еврейские корни, Геббельс фактически запретил ему снимать фильмы, а потом Вольфа нашли мертвым прямо возле театра, где в это время играла Ольга.
В 40-е годы Чехова часто выезжала на передовую, выступала с концертами перед немецкими солдатами. Но от поездок на Восточный фронт отказывалась: в конфликте Германии и России Ольга демонстративно занимала нейтральную позицию.
Конец войны застал кинозвезду недалеко от Берлина. С дочерью и внучкой она оставалась в своем доме. После взятия Берлина советскими войсками Чехову на военном самолете переправили в Москву. Там Ольгу поселили на конспиративной квартире, в течение нескольких месяцев ее допрашивал нарком госбезопасности Виктор Абакумов, а затем и сам Лаврентий Берия. Встречался с Чеховой и Сталин. За одно чаепитие с Гитлером можно было ставить к стенке без суда и следствия, но тут происходит необъяснимое – предоставив Чеховой охрану, снабдив запасом продовольствия и внушительной суммой денег, актрису отправляют обратно в Германию.
Какие действия в пользу России в годы войны совершала Ольга Чехова конкретно сказать трудно. Руководство пресс-бюро Службы внешней разведки упорно утверждает, что «каких-либо сведений о том, что она являлась агентом НКВД, в материалах не обнаружено». Между тем внимание к ней руководства КГБ, личная заинтересованность Берии не оставляют никаких сомнений в том, что и ее приезд в Москву в 1945 году, и забота о ней Абакумова были неслучайны.
Вскоре после поездки в Москву в немецкой и зарубежной прессе появился ряд статей, в которых утверждалось, что Ольга Чехова в годы Второй мировой войны была двойным агентом Гитлера и Сталина. Однако в дальнейшем ни одна из публикаций не была подтверждена документально, да и сама Ольга Чехова в своей книге этот факт отрицает.
После войны Чехова поселилась восточной части Германии, много снималась, ездила на гастроли. В 1949 году она переехала в Мюнхен. В 1955 году Ольга объявила о завершении кинематографической карьеры, а еще через десять лет – после того, как ее единственная дочь Ада погибла в автокатастрофе, – оставила и театр. Чехова занималась воспитанием внуков Веры и Миши
В 1965 году актриса открыла салон красоты «Косметика Ольги Чеховой», который пользовался огромным успехом у кинозвезд и поп-певиц. И сейчас женщины всего мира следуют ее совету: «Сначала нужно почистить кожу, а уж потом туфли».
В конце 1960-х годов она основала косметическую фирму «Ольга Чехова», делами которой продолжала заниматься до конца жизни. В 1977 году собиралась приехать на Родину, прислала все необходимые бумаги, но разрешение на поездку не было получено. Умерла Ольга Чехова от рака мозга на 83-м году жизни.
Дочь актрисы, Ольга Михайловна Чехова, вышла замуж за известного гинеколога Вильгельма Руста, жила вместе с матерью, в 1940 году родила дочь Веру в Берлине. В послевоенные годы много работала в маленьком театрике, который открыла ее мать. В 1966 году погибла в авиационной катастрофе. Внучку Веру и внука Михаила воспитала бабушка.
Вера Чехова-Руст стала актрисой, продолжая династию. В 2006 году она была удостоена награды «За вклад в немецкий кинематограф», учрежденной властями земли Гессен. Только после смерти бабушки Вера Чехова все-таки приезжала в Россию, присутствовала в Мелихове на праздновании 80-летия со дня кончины Антона Павловича Чехова, была участницей XIII Московского международного кинофестиваля (1983).
Чайно-гибридная роза ‘Людмила’ (‘Ludmilla’, HT, Laperrière, 1968) выведена французской фирмой Лаперье в 1968 году и посвящена советской фигуристке Людмиле Белоусовой. В год появления розы Людмила со свои партнером Олегом Протопоповым завоевала золотые медали на Зимней Олимпиаде в Гренобле.
Сорт цветет насыщенно-фиолетовыми цветами, имеет средней силы аромат, высота куста 0,75 - 1,5 метра. «Родители» розы – сорта ‘Peace’ (HT, Meilland, 1942) и ‘Independence’ (Fl, Kordes, 1951), что в переводе означает «Мир» и «Независимость». По иронии судьбы именно мира и независимости у Белоусовой и Протопопова, вынужденных эмигрировать в Швейцарию, было на их родине меньше всего.
Автором сорта является Жозеф Лаперье, хотя в каталогах указан его отец, Луи Лаперье, умерший за 16 лет до Олимпиады в Гренобле. Дело в том, что в семейном предприятии Лаперье так принято, что авторство записывается либо на Луи Лаперье, либо на всех членов семье сразу.
Дом Лаперье, официально называемый сегодня «Розарий Лаперье», основан еще в 1860-1870-х годах их предком, Жозефом-Мареном Лаперье (Joseph-Marin Laperrière). Обосновавшись в Лионе, он поселился в пригороде Шампань-о-Мон-д’Ор (Champagne-au-Mont-d'Or) и разбил питомник под названием «Розарий Золотых Гор» (Мон-д’Ор переводится как Золотая Гора). Одной из первых роз Лаперье была ‘Madame Joseph Laperrière’ в 1899 году. С нее началась «розовая эпопея» семьи Лаперье, которая насчитывает сегодня более 100 наименований царицы цветов. К 1914 году питомники Лаперье занимали площадь более 15 га, а количество розовых кустов, продаваемых в год, составляло в среднем 20000. Начиная с 1930 года, учреждение Лаперье стало называться «Большой Розарий Золотых Гор».
В 50-х годах предприятие Лаперье под руководством Жозефа неустанно расширяет круг партнеров и покупателей своих роз, производя ежегодно 75000-95000 кустов. Вслед за Френсисом Мейяном Жозеф ищет способ защитить свои будущие новые сорта авторским правом. С этой целью он основывает в 1950 году «Французское издательство роз», где сначала публикуются розы, выведенные Домом Лаперье, а затем и все новинки Шарля Майерена. В 1992 году издательство меняет название на «Edirose», обеспечивая продвижение новинок трех лионских производителей – Лаперье, Орара и Рёте, а также сортов розария «Феликс», расположенного в местечке Гранд Лемпс (Изер). «Edirose» заключает также контракты с иностранными производителями роз («Тантау» в Германии, «Харкнесс» в Великобритании и «Диксон» в Северной Ирландии), некоторые розы которых он распространяет во Франции на основе лицензонного соглашения. Розоводы, объединенные в «Edirose», производят сегодня ежегодно приблизительно 1 300 000 розовых кустов в год.
В 1960-х годах к руководству предприятием Лаперье Жозеф привлекает сына Робера. С начала прошлого века всеми розоводами Лаперье создано и интродуцировано около 120 сортов новых роз. Многие из них завоевали награды и престижные премии на различных европейских конкурсах. Сегодня уже пятое поколение Лаперье – сыновья Робера Филипп и Ришар – продолжают дело династии.
Для людей старшего поколения имена Людмилы Белоусовой и Олега Протопопова хорошо знакомы, но молодые читатели, возможно, и не знают истории их жизни, полной триумфа и трагедии.
Людмила Белоусова родилась в 1935 году в Ульяновске, позже с семьей переехала в Москву. В детстве она увлекалась разными видами спорта (гимнастика, теннис, конькобежный спорт), но начала заниматься фигурным катанием достаточно поздно - в шестнадцать лет, посмотрев австрийский фильм «Весна на льду». В 1951 году в Москве построили первый в СССР искусственный каток, и Белоусова поступила в детскую группу по фигурному катанию. В 1954 году на семинаре в Москве она познакомилась с ленинградцем Олегом Протопоповым. Они решили просто покататься вместе, пробовали исполнить некоторые элементы. Спортсменам показалось, что они подходят друг другу, и в 1955 году начали тренироваться вместе. В 1957 году фигуристы поженились, но Белоусова выступала под девичьей фамилией.
Сначала фигуристы тренировались под руководством И.Б.Москвина, затем – П.П.Орлова, но в итоге отказались от тренерства и стали придумывать свои программы самостоятельно. Первый успех пришёл в 1962 году: фигуристы, наконец, впервые выиграли чемпионат СССР (с десятой попытки!) и заняли 2-е места на чемпионате Европы и чемпионате мира. На Олимпиаде-64 неожиданно, с преимуществом в один судейский голос, обыграли безусловных фаворитов М.Килиус - Х.-Ю.Боймлер (ФРГ).
Шедеврами стали их программы 1965-68 годов, в которых вдохновенно, с тонким психологизмом раскрыт образ влюбленных, достигнута практически абсолютная синхронность всех движений, удивительная красота и плавность линий. Это была первая спортивная пара, создавшая на льду лирико-романтический образ, столь блистательно воплощенный в знаменитых композициях «Грезы любви» Массне, «Лунная соната» Бетховена, «Умирающий лебедь» Сен-Санса.
Белоусова – Протопопов повели мировое парное катание по пути художественного обогащения программ. Однако в 1966 году острейшую конкуренцию им составила новая пара Жук - Горелик, проигравшая на чемпионате мира лишь одним судейским голосом. На чемпионате мира 1968 года программа была доведена до идеала и судьи выставили оценки 6,0 за артистизм.
Вершиной их выступления стала Зимняя Олимпиада 1968 года в Гренобле. Так как Гренобль находится всего в нескольких десятках километров от Лиона, то, вероятно, Жозеф Лаперье смог лично посмотреть программу советских фигуристов и восхититься мастерством спортсменов. Роза ‘Ludmilla’ – прекрасная оценка творчества Белоусовой и заслуженная привавка к судейским 6,0.
Пара Белоусова - Протопопов продолжали блистать на льду вплоть до 1969 года, когда на мировой лед вышла молодая пара Роднина - Уланов. На мировую Олимпиаду в Саппоро в 1972 году Белоусова - Протопопов не попали, несмотря на их победу в турнире на призы газеты «Нувель де Моску», где отбирали кандидатов в сборную на поездку в Японию. Доводы приводились разные: и что фигуристы постарели (Олегу было тогда 39 лет, Людмиле – 36), и что у них пропала скорость, и даже то, что «своим присутствием они будут нервировать лидеров команды - Роднину и Уланова!» (4). Затем их стали третировать «партийные» органы, объясняя, как нужно кататься, чтобы быть достойными звания советских фигуристов: однажды в ЦК КПСС, куда их вызвали «на беседу», было сказано, что Олег и Людмила «катаются слишком театрально, что их стиль устарел» (5).
В 1973 году Олег и Людмила вышли на лед в роли солистов Ленинградского балета на льду…
В 1979 году во время зарубежных гастролей фигуристы решили остаться в Швейцарии. Что тут началось! В Советском Союзе в прессе появились ядовитые заметки об эмигрантах, их объявили «врагами народа», а советским фигуристам на гастролях в Европе даже запрещалось здороваться с Людмилой и Олегом, не то, что разговаривать. Имена фигуристов вычеркнули из всех отечественных справочников, рассказывающих об олимпийских достижениях.
В 1979-1982 пара на три года уехала в турне по Соединенным Штатам. Вернувшись, они обосновались в небольшом швейцарском городке Грюнденвальд. Будучи отвергнутыми на родине, Олег и Людмила продолжали тренироваться и выступать по всему миру. Они подружились с Растроповичем, Солженицыным, много помогали семье шахматиста Корчного.
Олег Протопопов и Людмила Белоусова в 1995 году получили швейцарское гражданство. Они и сейчас в отличной спортивной форме, несмотря на солидный возраст. В 2003 году пара впервые посетила Россию после своего отъезда за границу. В течение 18 лет подряд фигуристы дают представление в Хартфорде, где все сборы от их выступления идут на лечение детей, больных раком.
1. Макаренко С. Анна Павловна Павлова – танцующий бриллиант или ожившее вдохновение. // www.peoples.ru/love
2. Вульф В. Судьба Ольги Чеховой. // Ольга Чехова. Мои часы идут иначе. М., ВАГРИУС, 1998.
3. Там же.
4. Экспресс газета. http://eg.ru/daily/skating/9252/
5. Там же.