Сообщение об ошибке

  • Notice: unserialize(): Error at offset 230 of 55576 bytes in variable_initialize() (line 1202 of /home2/kajutane/public_html/includes/bootstrap.inc).
  • Notice: unserialize(): Error at offset 232 of 387 bytes in variable_initialize() (line 1202 of /home2/kajutane/public_html/includes/bootstrap.inc).

Сад тропического модерна (Вилла Бевиса Бавы)


        В 15 часов тук-тук стоит у парадного крыльца отеля. Водителя зовут Санта. 25 минут дороги через несколько деревень, по каким-то проселочным дорогам, где кроме тук-тука никакая машина не проедет, через поле, через лес, и мы очутились у сада знаменитого ланкийского архитектора Бевиса Бавы.
 

        Человек этот – легенда. Он обладал незаурядными способностями в архитектуре, скульптуре, ландшафтном дизайне. Но самое главное его достоинство – добродушие и умение располагать к себе людей. Если бы не эти последние качества, никто бы и не знал об удивительном мире, который он создал вдали от шумной городской жизни. В девяноста случаях из ста посетители усадьбы и поныне восторженно произносят одно и то же слово – «рай».
        Поскольку любой исключительный сад – это всегда в первую очередь исключительность его создателя, то мы и начнем рассказ с истории жизни хозяина имения.

        Бевис Бава родился 26 апреля 1909 года в семье одного из самых успешных адвокатов в Коломбо. Его отец, Бенджамин Бава, - потомок английских плантаторов, занимался юридическими делами в военной администрации острова, а с 1918 года был помощником губернатора Цейлона по юридическим вопросам. Мать, Берта Шрейдер, происходила из семьи голландских бюргеров. Ее отец тоже был плантатором, владел большими участками земли в разных частях острова, где выращивались кокосы и корица. После его смерти Берта в числе других четырех детей наследует состояние отца. Таким образом, детство Бевиса проходило на вилле в Коломбо среди многочисленных нянек и обслуживающего персонала. Уже в 1915 году в семье появился первый автомобиль – неслыханная роскошь для того времени.

0014.jpg
Дом родителей Бава в Коломбо
0016.jpg
Бенджамин и Берта Бава с сыном Бевисом. 1909 г.

        В 14 лет Бевис потерял отца, а незадолго до этого родился младший брат – Джеффри, который впоследствии тоже станет архитектором. Разница в возрасте между братьями составляла 10 лет. После смерти мужа управление домом и семейными делами перешло к матери.

0020.jpg
Берта Бава

        Обучался Бевис сначала дома у частных учителей, а с 1922 года поступил в Королевский колледж в Коломбо. Бевис очень быстро вырос, уже в возрасте 13 лет его рост составлял метр восемьдесят. Он очень стеснялся своего роста, поэтому почти ни с кем не дружил. Единственным школьным другом был Артур Лангерберг, который так же, как и Бевис, рано потерял отца. Артур увлекался историей искусства, был начитанным ребенком, что передалось и Бевису. Бевис же, кроме того, увлекался в детстве карикатурой, что позволило развить навыки рисования и создания композиции на бумаге.

        В 17 лет (1926 г.) Бевис бросает учебу в колледже, и мать решает, что, поскольку Бевис не хочет идти по стопам отца и стать адвокатом, то пускай будет плантатором. Она убедила сына принять управление плантацией каучуковых деревьев, которую унаследовала от мужа и назвала «Brief» - «Резюме». Площадь всей территории имения тогда составляла 80 гектаров. Так будущий сад «Резюме» стал собственностью Бевиса Бавы.

0017.jpg
Бевис Бава в офицерской форме Пехоты Света Цейлона

        Сразу после прекращения учебы по настоянию матери Бевис записывается на службу в офицерский полк под названием Пехота Света Цейлона, где служил и его отец. Бевис числится «добровольцем в запасе». Полк состоял из 30 офицеров и был подобием «клуба по интересам». Молодые люди находились там неполный рабочий день и наряду с военными занятиями и лагерными сборами занимались вопросами бизнеса, устраивали званые обеды. Решающим фактором при зачислении в Пехоту Света Цейлона было наличие связей в высшем обществе острова, а так как отец при жизни имел высокую репутацию в администрации, то матери не составило большого труда повлиять на губернатора в этом вопросе. Таким образом, Бевис Бава стал одновременно плантатором и военнослужащим. В те годы это было довольно распространенным явлением в среде британской молодежи на Цейлоне. В 1934 году Бевис Бава назначается адъютантом губернатора острова. Доход от этой должности был невелик, но престиж огромен. В течение 18 лет с перерывами Бевис исполнял обязанности адъютанта, служа последовательно четырем губернаторам.

0023.jpg
Губернатор Цейлона Эдвард Штуббс (в центре) и его адъютант (сзади) в обществе английской знати

        Начиная с 1929 года (вплоть до 1989 года) Бевис начинает обустраивать свое имение «Резюме». Однако служба при губернаторе не позволяет надолго задерживаться в имении, он живет то в Коломбо, то в своем поместье. Это кажется удивительным, но, не имея специального образования, благодаря лишь своим природным талантам Бевис создал за несколько лет необыкновенной красоты дом с еще более удивительным садом. Для сравнения, его младший брат обучался в Университете в Коломбо, затем в Кембридже, объехал практически всю Европу, где имел возможность знакомиться с архитектурой мастеров прошлого, и затем, вернувшись после смерти матери в 1946 году на остров, стал известным архитектором. У Бевиса всего этого не было, и, тем не менее, он тоже стал архитектором!

        Всё началось в 1942 году, кода Бевис был уволен в запас из Пехоты Света Цейлона и переехал окончательно жить в «Резюме». К этому времени выяснилось, что каучуковая плантация убыточна, и, чтобы совсем не разориться, Бевис распродает львиную часть плантации, оставив себе только около 8 гектаров. Имение представляло собой к этому времени бунгало, окруженное со всех сторон высокими гевеями. Бава решает создать настоящий сад. Одним из первых радикальных шагов по переустройству сада стало решение убрать двести каучуковых деревьев и открыть вид на западную часть дома.

0033.jpg

        Приятель детства, Артур Лангерберг, посетивший «Резюме», заинтересовался проектом друга. Артур в это время делал себе карьеру в театре, и, видимо, с его подачи было решено применить при планировке сада «сценографический» подход. Главная идея состояла в том, чтобы превратить сад в ряд отдельных последовательных картин, каждой со своим характером и настроением, куда можно было бы приглашать посетителей, как в театр. К юго-востоку от дома Бевис оборудовал круговую стоянку для автомобилей гостей. От нее малые ворота открывались на нижнюю террасу сада, а через главную дверь посетители попадали на маленькую лестницу, ведущую в дом. Область на запад от бунгало представляла теперь три последовательных нисходящих пространства, соединенных петляющими тропинками.
        В 1944 году Бевис, пытаясь компенсировать убытки от каучукового бизнеса, оборудует в дальнем углу своего хозяйства маслодельню и птицеферму. В это же время он закладывает питомник для своего, постоянно расширяющегося, сада. Часть саженцев позднее он продает в Коломбо для средних собственников имений. За последующие четыре года были созданы все основные композиции сада «Резюме», и к приезду брата Джеффри в 1948 году картина уже приобрела ясную структуру, не изменившуюся до сегодняшнего дня.
        В 1950 году идея с молочной фермой провалилась, но питомник и ландшафтный бизнес имели успех. 1950-е годы – время подъема во всех сферах жизни острова, и в саду стали появляться многочисленные гости, желающие приобрести саженцы растений для своих имений. О Бевисе пошла слава как о талантливом ландшафтном архитекторе. Вместе с Артуром их стали приглашать консультировать по вопросам ландшафтного дизайна. Вдвоем они стали получать заказы на проектирование садов для иностранных посольств, отелей, частных вилл и хозяйств. Примерами могут служить сад Дома отдыха Бентота и Цейлонского банка в Джафне. Позднее, в 1980 году, Бевис Бава совместно с молодым дизайнером Седриком де Сильва спроектировал и довел до конца устройство садов в отеле «Сигирия», о которых мы упоминали раньше.

        Бевис Бава, благодаря взлету своей популярности, стал примером для художников и артистов, искавших новые формы для недавно получившей независимость Шри Ланки. Время требовало новых форм, новых воззрений, ломки устоявшихся стереотипов в традиционных видах искусства Цейлона. Неудивительно, что востребованными оказались такие мастера-новаторы, как художница по батику Эна де Сильва, дизайнер Барбара Сансони, художник Лаки Сенанаяке, танцоры Читрасена и Ваджира, и, конечно, брат Бевиса – архитектор Джеффри Бава. Бевис даже порой выступал в роли импресарио для молодых талантов, а сад «Резюме» был местом их собраний и дискуссий.

        Везде, где бы ни появлялся Бевис Бава, он привлекал к себе внимание окружающих, во-первых, необыкновенным ростом (почти 2 метра), а во-вторых, своим обаянием и коммуникабельностью. В путешествиях он легко заводил себе новых друзей и всегда приглашал посетить его сад. Гостями дома были знаменитые актеры Вивьен Ли и Питер Финч, королева Дании Ингрид, писательница Агата Кристи.
        Одним из таких гостей был и художник Дональд Френд, который задержался в доме Бевиса на пять лет (1957-1962). Живя в «Резюме», Дональд Френд создал свои лучшие произведения. К тому же, благодаря его многочисленным приглашениям, поток посетителей из Европы и Австралии стал возрастать с каждым годом. Так сад стал маяком для путешественников и местом постоянных встреч для писателей и художников.
        Вместе с Дональдом Бевис экспериментировал с малыми архитектурными формами в саду. Начало было положено в 1957 году установкой парной скульптуры на опорах въездных ворот в сад. Бевис сопровождал Дональда в его путешествиях по разным уголкам Цейлона и собирал различные материалы для своего сада. В одном из путешествий Бевис через Дональда познакомился с дизайнером Барбарой Сансони. Художница, восхитившись садом, изготовила и подарила хозяину «Резюме» серию художественных терракотовых плиток, часть которых до сих пор сохранилась на стене веранды.

0040.jpg

        Писатель Роберт Моэм, племянник Сомерсета Моэма, в 1974 году побывал в «Резюме». Вот как он описывает сад в своем «Руководстве для путешественника по Цейлону», вышедшего в том же году:
        «На пути к Тапробане мы провели ночь в одном из самых известных домов восточного искусства, построенного джетльменом-гигантом по имени Бевис Бава, которого я знаю много лет. Бевис нашел свою нирвану, он практически создал ее.
        Дом представляет собой фантастическое чередование открытых пространств, внутренних патио, лоджий и террас и заполнен мебелью – старой и новой, местной и экзотической; он украшен картинами и антиквариатом, которые Бевис нашел в своих странствиях по всему миру, - всё перемешано так, чтобы сделать дом одним из прекраснейших зданий Востока.
        Гармония сада «Резюме» неожиданна, поскольку сад состоит из нескольких маленьких садов, продуманных им, как объясняет Бевис, в разных настроениях, и создававшихся в разное время в течение 40 лет. Результат в кульминационной точке восторга – осознание, что природа может победить отвратительные изобретения человечества.
        В листве деревьев поют лесные птицы. В солнечном свете блестят цветы. Изящно спланированные перспективы уходят к горизонту. Умиротворение проникает в зеленые террасы. Покой укрывает дом мягким покрывалом. Всюду покой. Поскольку это – рай, сотворенный чувственностью одного человека, созданный его терпением и любовью».

0021.jpg
Бевис Бава

        В шестидесятых годах здоровье Бевиса стало ухудшаться: как и мать, он страдал острой формой диабета, а когда неожиданно он стал терять зрение, врачи обнаружили глаукому. Оба эти несчастья сильно ограничивали подвижность художника. Ландшафтный бизнес постепенно пошел на спад, сад стал зарастать дикой порослью, и Бевису потребовался помощник, который смог бы поддерживать дом и сад в надлежащем виде. Так в 1969 году в доме появился Доланд де Сильва, бывший школьный учитель из ближайшей деревни. Доланд стал компаньоном Бевиса, помог восстановить архитектуру сада и дальше поддерживал все имение в достойном для туристического объекта состоянии.
        Последние годы жизни Бевис был прикован к постели, к тому же он почти полностью ослеп. Перед своей кончиной Бевис определил в завещании, что 7 акров земли вместе с небольшим флигелем отходит Доланду и его семье, а остальная часть сада делится на пятерых его близких помощников пропорционально проработанному времени (всего в год смерти площадь сада вместе с бунгало составляла 30 акров - чуть больше 12 гектаров). Мы познакомились с этим интересным человеком, и в беседе выяснили много интересных подробностей как о жизни Бевиса Бавы, так и его детище.

0025.jpg
План сада "Резюме"

        Архитектура имения в целом сохраняет черты традиционного колониального бунгало, но, в то же время, имеет и отличия. От дома, расположенного в верхней точке имения, отходят три главных лучевых перспективы. На этих осях разбиты три сада, каждый со своей внутренней динамикой и настроением. Однако пространство всех трех перспектив так искусно «перегорожено» кулисами, заполнено растительностью малых садов и композиций, что посетителям, не знающим плана, сад кажется хаотичным скоплением разнообразных стилей и направлений. Этому способствуют многочисленные извилистые дорожки, проложенные в зеленых «туннелях». Они-то и создают эффект неожиданности, что говорит о тонком вкусе автора сада.

0054.jpg

        Повсюду – пышная растительность, совсем не похожая на редколесье окружающих имение полей и лесов. Оазис тропического великолепия дополнен множеством скульптур, расположенных по всей территории сада.

0053.jpg


0047.jpg

        Сад, кроме всего прочего, имеет террасное устройство, каждый уровень сада заполнен растениями разных климатических зон. 101 вид древесных пород, посаженных при жизни Бавы, а также 60 новых видов, добавленных в последнее время, чудесно себя чувствуют в саду.

0050.jpg

        Первая перспектива – водный каскад, с обеих сторон обрамленный зарослями бамбука. Нижним ярусом под бамбуковыми кулисами цветут бромелиевые растения – эхмеи. В верхней точке каскада в небольшом углублении помещена скульптура мальчика, льющего воду из кувшина в пруд.

0051.jpg

        Вокруг скульптуры высажены пестролистные декоративные ананасы. Из водоема вода ниспадает вниз по каменным квадратным бассейнам в большой бассейн, а сам каскад похож на каскады средиземноморских вилл, только в уменьшенном масштабе. Внизу каскад заканчивается открытой круглой площадкой, тоже окруженной бамбуком. Из нее спускаются две симметричные лестницы на тенистые «живые» беседки нижнего яруса сада. Полукруглые каменные скамьи, покрытые мозаикой, очень гармонично вписаны в царство монстер, папоротников и филодендронов.

0049.jpg

        Симметрично к каскаду (по отношению к дому) расположена другая ось перспективы – английская лужайка квадратной формы. Пространство лужайки заключено в раму из стриженого кустарника, а выход на нее со стороны дома оформлен в виде короткой полукруглой лестницы с симметричными керамическими вазами.

 737.jpg

       Лужайка коротким лестничным пролетом соединяется с «садом лунного камня». Вся перспектива вновь заканчивается высокой кулисой, подчеркивая законченность композиции. От «сада лунного камня» направо сквозь стену деревьев отходит еле заметная тропка в скрытую секцию сада, названную «лесом». Этот участок Бевис Бава решил оставить «диким».

 779.jpg

        Средняя перспектива, если смотреть от дома, закрыта от взгляда наблюдателя. Доминантой здесь является круглый пруд, окруженный гигантским бамбуком и папоротником. Попасть в это царство прохлады и тени можно по крутой каменной лестнице, оборудованной справа от каскада.

0052.jpg

        Все три луча связаны между собой рядом тропинок, уходящих в ближайший лес. Блуждая по дорожкам, посетитель может случайно наткнуться на маленький японский садик или на миниатюрный водоем, питаемый изо рта черепахи, или на павильон для барбекю, искусно спрятанный в густой листве. Тайники, сюрпризы и очаровательные уединенные места встречаются на каждом шагу. Никогда не угадаешь, что ждет тебя за ближайшим поворотом. Пейзаж предлагает посетителям динамичное развитие событий, кинофильм, где сюжетные линии часто пересекаются, резко меняя направление. Этому в значительной степени способствуют многочисленные тоннели, кулисы, стены. Деревья, оплетенные монстерами, плющами и лиановидными филодендронами, смыкаются кронами где-то вверху, пропуская узкие пучки солнца на нижние ярусы. Дорожки имеют изгиб такого радиуса, чтобы человек не мог увидеть то, что находится за 5-7 метров от него. Ожидание чуда здесь – повсюду.

d_srilanka2006_c_1785gr.jpg

        Особо следует рассказать о доме, ибо он – главная часть сада «Резюме», важнейшая его доминанта. По сути дела, дом является продолжением сада. Дом и сад продолжают друг друга во взаимном диалоге, перекликаются множеством своих элементов, что создает уникальное цельное полотно.
        Дом окружен со всех сторон открытыми полянами, которые соединяются в единую картину с такими же открытыми верандами. Свет льется со всех сторон, проникает в каждый уголок помещения. Порой, даже трудно сказать, где заканчивается дом и где начинается сад.

0030.jpg


0029.jpg

        Дом, или, как принято на острове говорить, бунгало представляет собой сложную комбинацию веранд и внутренних двориков, заполненных элегантной мебелью, керамикой, картинами, фресками, скульптурами и рисунками – всем тем, что Бевис Бава создавал сам, что подарили ему друзья-художники. Значительную часть коллекции составляют предметы, собранные им во время своих путешествий по Цейлону и другим странам Азии. Пестрота собрания изумительно гармонирует с растущими у западной веранды огромной бугенвиллеей и плюмерией. Эти деревья с яркими цветами придают аристократическую экстравагантность всему дому, и без того уникальному во многих отношениях.

0035.jpg

        Все пространство дома можно условно разделить на солнечную и теневую части. Западная и южная сторона бунгало – солнечные, поэтому с западной стороны хозяин выстроил обширную беседку, под которой в вазонах выставлены цветы. У основания беседки растут колоссальных размеров аллоказии и монстеры. Далее следует открытая веранда с настенными панно и кашпо. Это место для чтения и приема прохладительных напитков. За ней – открытое пространство с жасмином и эвкалиптом.

 809.jpg


 815.jpg

        Южная сторона бунгало открывает вид на английскую лужайку. На открытой веранде и рядом с ней размещены скульптуры и декоративные изделия. Очень выразительно выглядят горгульи под бугенвиллеей и столик с мозаикой, изображающий ящерицу.

0038.jpg

        С восточной стороны еще одна веранда плавно переходит во внутренний дворик. Стена, разделяющая эти два пространства, выполнена из бутылок, соединенных бетонным раствором. Со стороны внутреннего дворика у панно из бутылок стоит скульптура мальчика с явным эротическим подтекстом.

 843.jpg


 819.jpg

       Через десять метров – арка и вход в еще один дворик. Целый музей скульптур и напольных вазонов уместился на каких-нибудь двадцати квадратных метрах. Лианы живописно затянули лица каменных идолов, в отсутствие солнца здесь в обилии растут адиантумы, нефролеписы, асплениумы, ползучие фикусы и прочие растения с мелкими листьями. Скульптуры подобраны остроумно, с тонким юмором. Даже туалет и душевая комната несут печать легкомысленного настроения и веселья.

0043.jpg


0042.jpg

        Исключительно интересен декор бетонного покрытия дорожки, ведущей в этот дворик. Рассказывают, что Бава придумал трюк, при помощи которого решил украсить даже бетонные элементы. Он выбирал наиболее рельефные листья разных растений и располагал их особым образом прямо на сырой цементной стяжке. Затем, когда раствор высыхал, листья убирались, и дорожка превращалась в «картину на земле».

0046.jpg

        Будучи талантливым художником, хозяин «Резюме» не мог не экспериментировать с цветом. Так появились неожиданные синие двери в зеленой массе растений. Другие двери и окна обыграны среди общего зеленого фона в комбинации белого и черного цвета. Даже желтому цвету охры, казалось бы, неподходящему для жаркого климата, тоже нашлось изящное применение.

0026.jpg

        Из дома можно попасть в другие дворики – внутренние. Один из них – секретный, потаенный – оформлен как короткая аллея, оканчивающаяся пристенной скульптурой юноши на постаменте в раме из плотной тропической зелени.

 878.jpg

        Другой представляет собой патио с бассейном в форме лотоса посредине. По периметру двора – фонтаны, архитектурные украшения. И здесь не обошлось без улыбки Бевиса: странный барельеф глядит на посетителя с хитрым прищуром и показывает гостю язык. Это выполненная Бавой карикатура на своего друга Дональда Френда. Напротив барельефа – зеркало, потемневшее от времени.

 876.jpg


0048.jpg


 893.jpg

        Форма лотоса у бассейна не случайна. По всему дому в самых неожиданных местах развешаны и расставлены каменные изображения индуистских богов – Ханумана, Шивы, Вишну. На стене дома в патио висит фигурка Христа. Так художник чувствовал связь с историей, с мифологией, с временем. Разделенность и преемственность – составляющие этого неповторимого дома-сада.
        В доме повсюду, куда ни глянь, зелень растений является замечательным естественным фоном к художественным работам хозяина и его друзей. Всё в доме и в саду дышит экзотикой Востока и, одновременно с этим, удивительно современно. Ассоциации отсылают посетителя то к работам Шагала, то к геометрическим новациям Кандинского, то к мистификациям Рокуэла Кента. Недаром талантливого самоучку Бевиса Баву называют предвестником нового направления в искусстве и архитектуре – тропического модерна. В полной мере развил это направление и воплотил в жизнь многие замыслы Бевиса его младший брат – Джеффри.

0044.jpg


 719.jpg

        Имение Джеффри Бавы находится неподалеку от имения старшего брата, в местечке Лунуганга, но о нем рассказ еще впереди.